Неля Мошкина
Влияние типов семейного воспитания на формирование личности ребенка
▼ Скачать
Институт семьи всегда играл и будет играть важнейшую роль в процессе становления и развития личности любого ребенка, поскольку именно семья является ближайшим окружением ребенка, и от того, какая в ней царит атмосфера и какие в культивируются ценности в рамках типов семейного воспитания, во многом зависит, какой тип личности будет сформирован. Формирование личности ребенка начинается с рождения и продолжается в дошкольном и особенно активно – в младшем школьном возрасте. Однако семейное воспитание – это своего рода базис процесса формирования личности детей, а влияние ДОУ и школы на него – это надстройка. Это объективно, поскольку общение с семьей у ребенка занимает наибольшую часть времени, и именно семья составляет ближайшее его окружение. С. В. Курдюкова (детский писатель-психолог) считает, что «семья – это особого рода коллектив, который играет в воспитании важнейшую роль. Именно семья закладывает основы формирования таких качеств, как доверие, страх, уверенность, спокойствие и многих других. Эти качества еще до прихода ребенка в школу оказывают влияние на его развитие».
Публикация «Влияние типов семейного воспитания на формирование личности ребенка» размещена в разделах
С первых лет жизни ребенок видит, как общаются члены его семьи, какие у них отношения, какой стиль общения, и на фоне этого он формирует свою собственную модель поведения. Культивируемые в семье ценности нередко переносятся им во взрослую жизнь. Поэтому семейное воспитание играет важнейшую роль в формировании личности ребенка.
Сущность процесса семейного воспитания определяется его типами. Тип семейного воспитания представляет собой интегративную характеристику внутрисемейных отношений, к которой относятся такие параметры, как отношение родителей к своему родительскому долгу, эмоциональное отношение к ребенку, ценностные ориентации и т. д. В каждой семье в зависимости от индивидуальной позиции родителей существует конкретный тип воспитания. Нередко бывает так, что один из родителей практикует какой-то один тип, а другой родитель – совершенно другой.
В настоящее время выделяются четыре основных типа семейного воспитания : авторитарный, демократический, либеральный и попустительский.
Родители, применяющие авторитарный тип семейного воспитания, имеют по отношению к ребенку высокие требования, неуступчивы и активно контролируют его жизнь, диктуют правила поведения, нередко сравнивают при нем его с другими детьми (например, детьми друзей, которые могут выступать как некий образец для подражания). В то же время родители с авторитарным типом семейного воспитания стараются дать всё необходимое своим детям, чтобы они ни в чём не нуждались, поскольку считают, что их дети должны быть самыми лучшими. Но это все касается лишь материальных благ, а душевного тепла, ласки и понимания дети не получают. Очень часто в таких семьях у детей формируется ряд комплексов, которые остаются на всю жизнь. Формируемая личность ребенка в авторитарной семье характеризуется слабым «Я», низким уровнем адаптации к внешней среде, и нередко враждебностью к окружающим. Если ребенок начинает сопротивляться такому типу воспитания, то у него формируется агрессия, способность отстаивать свое мнение, а если не сопротивляется, то неотъемлемыми чертами его личности будут являться пассивность, чувство собственной ничтожности, подозрительность, неконтактность. Дети-бунтари нередко убегают из дома, а дети со слабым «Я» могут покончить жизнь самоубийством, если давление со стороны родителей слишком высоко. Применение авторитарного стиля семейного воспитания может сломать ребенку жизнь.
Демократический тип семейного воспитания характеризуется наличием теплых, близких и доверительных отношений в семье. Для родителей, практикующих данный тип воспитания в семье, важно мнение детей, их право на свободу. При этом они координируют поведение ребенка и учитывают его интересы. Родители-демократы разъясняют ребенку, что такое социально одобряемое поведение, но не навязывают свое мнение так, как это делают родители, практикующие авторитарный тип. Они всегда готовы помочь ребенку, если он просит о помощи, и модель общения в таких семьях между детьми и родителями можно охарактеризовать как сотрудничество. По мнению психологов, данный тип является оптимальным среди всех существующих.
Либеральный тип семейного воспитания характеризуется отсутствием запретов, навязывания правил поведения ребенку со стороны родителей. Ребенку предоставляется полная свобода действий, но и помощь от таких родителей, как правило, минимальна. В таких семьях практикуется низкий уровень контроля над ребенком. Родители доверяют ребенку, легко с ним общаются, прощают его, если он сделал что-то некорректно, но вместе с тем процесс воспитания поставлен на «самотёк», и у личности ребенка могут сформироваться такие качества, как безответственность, неуверенность, импульсивность, тревожность. Дети из таких семей нередко попадают в асоциальные группы. Однако бывает так, что из них вырастают активные, творческие люди с сильным темпераментом.
Для попустительского типа семейного воспитания характерно наличие отстраненности по отношению к ребенку, холодного к нему отношения. Такие родители нередко применяют политику «двойных стандартов» : на людях они проявляют к ребенку любовь, ласку и заботу, а дома проявляют безразличие. Чаще всего попустительский тип семейного воспитания проявляется у родителей, которые погружены в свою работу или в какой-то иной вид деятельности, и их интересуют лишь их собственные проблемы. Чаще всего дети из таких семей ощущают себя одинокими, недоверчивы к окружающим, испытывают проблемы с пониманием других людей. Личность ребенка, воспитанного в семье, практикующей попустительский тип общения, формируется с такими характеристиками, как конфликтность, неумение сочувствовать, сопереживать, склонность ко лжи и лести, замкнутость, отсутствие требовательности к себе.
Современные исследователи считают, что в семьях не применяется какой-то один тип семейного воспитания в чистом виде. Чаще всего он является смешанным. На него также влияют особенности национального менталитета, веры и культуры. Например, у некоторых исламских народов семейное воспитание очень строгое, и в его процессе испокон веков применяется система наказаний. В таких семьях чаще всего тип семейного воспитания является авторитарным. В то же время у европейцев, которые являются последователями другой веры (католицизм, протестантизм и т. д., требования к ребенку не являются такими высокими, и в основном наиболее строго ребенка воспитывают в дошкольном и младшем школьном возрасте, а в ходе взросления контроль над поведением ослабевает, и чем ребенок старше становится, тем в большей степени он получает самостоятельность. У европейских семей чаще всего тип семейного воспитания является демократическим и либеральным. Меньше всего требований и ограничений к ребенку применяют в процессе семейного воспитания японцы. Но по мере взросления ребенка приучение его к дисциплине ужесточается, и чем старше ребенок, тем больше правил и норм социально одобряемого поведения он должен усвоить.
Отметим, что «в семьях, где отношения родителей и детей строятся на понимании, принятии и признании, характеризуются высокой самооценкой, позитивными установками, социальной открытостью и нацелены на развитие у ребёнка активности, самостоятельности, инициативности, в целом создаются необходимые психологические условия для успеваемости ребёнка в учебной деятельности». В ситуации наличия деструктивного типа родительского отношения (опека, диктат и невмешательство) у ребенка будет отмечаться низкая успеваемость в школе.
Обратим внимание на то, что «необходимо проводить профилактическую работу среди родителей и детей, позволяющую наладить гармоничные отношения в семье и окружающей среде, минимизировать влияние неблагоприятных факторов, а в отдельных случаях необходимо определить стратегию (путь) коррекции индивидуальных психосоциальных проблем у подрастающего поколения».
Поэтому специалистам, осуществляющими взаимодействие с семьями, важно своевременно выявлять проблемы конкретной семьи и оказывать ей социально-психологическую помощь. Это будет особенно необходимо, если члены семьи не смогут самостоятельно решить трудные жизненные задачи. «При работе с семьей могут применяться различные методы : консультации, тренинги, семинары, психологические игры и многое другое».
Таким образом, по итогам исследования сделан вывод, что выбор типа семейного воспитания родителями зависит от семейных традиций, обычаев, исповедуемой веры, внутренних нравственных устоев, особенностей характера и уровня воспитания самих родителей. Тип семейного воспитания, практикуемый в той или иной семье, накладывает огромный отпечаток на формирование личности ребенка. Наиболее оптимальным, согласно мнению современных исследователей, является демократический тип, который характеризуется высоким уровнем доверия между родителями и детьми, теплыми и дружескими отношениями в семье. Модель общения в таких семьях между детьми и родителями можно охарактеризовать как сотрудничество. От того, какой тип воспитания ребенка применяется в семье, во многом зависит его будущее, поскольку он формирует личностные качества, и если ребенок не уверен в себе, имеет множество комплексов, отличается неконтактностью, вспыльчивостью или агрессивностью, то ему будет сложно общаться как в профессиональной среде, так и в социуме в целом.
Список литературы
1. Горенкова О. А., Никифорова Т. Ю. Специфика процесса социализации и его роль в формировании личности человека // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2023. – С. 200-204. 2. Данковцев О. А., Щелакова В. В. Влияние семейного воспитания на школьную неуспеваемость // Воспитание в условиях актуальных вызовов современности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Сост. Т. А. Вострикова; отв. ред. Г. В. Палаткина. Астрахань, 2022. – С. 28-32 3. Курдюкова С. В. Влияние семейного воспитания на формирование личности младшего школьника // Дни науки студентов Владимирского государственного университета: Сборник материалов научно-практических конференций. Владимир, 20 марта 2023 года. – Владимир: Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2023. – С. 2173-2176. 4. Лапшина Е. А., Дуда И. В. Характеристика стилей семейного воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-stiley-semeynogovospitaniya 5. Маскалянова С. А., Черноусова А. Р. Социально-психологическая работа с семьей: особенности, методы // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2023. – С. 106-110. 6. Мысин О. И. Якимовская А. И. Влияние семьи на становление и формирование ценностей ребёнка // Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики (ко Дню психолога) : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 18 ноября 2022 года / Отв. редактор Е. В. Ковылова. – Москва: ФГБОУ ВО «Государственный университет просвещения», 2023. – С. 117-120.