Евгения Ермакова
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование мужественности и женственности у детей 5 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе одной из актуальных проблем является становление мужественности и женственности человека в зависимости от его пола. Это обусловлено тем, что границы между проявлениями качеств мужественности и женственности становятся все более размытыми. Подобная ситуация не может не вызывать опасения, поскольку она оказывает серьезное влияние на формирование качеств мужественности и женственности у детей, начиная с самого раннего возраста. Данная тема выбрана мною не случайно ведь именно дошкольный возраст короткий, но важный период становления личности ребёнка. В этот период ребенок приобретает первые знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки, правильного поведение, складывается характер, воображение, осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления. Сюжетно-ролевая игра -это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Именно сюжетно — ролевая игра считается наиболее сложной и значимой для личностного развития детей при вхождении в мир социальных отношений с окружающими людьми, природой. Именно в ней происходит усвоение детьми правил поведения с учетом гендерного фактора. От правильного руководства игрой, от своевременного выполнения игровых действий, умение обогащения сюжетно – ролевой игры, зависит успех выполнения игровых действий, умений детьми жить в едином детском коллективе. Мы должны помочь раскрыть детям уникальные возможности, которые даны им полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не «бесполых» существ.
Публикация «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование мужественности и женственности у детей 5 года жизни» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Цель работы:
• создание условий, обеспечивающей успешное влияние сюжетно-ролевой игры на формирование мужественности и женственности у детей.
Задачи:
• формирование представлений о полоролевом поведении мальчиков и девочек в обществе и семье, культурных эталонах мужественности и женственности
• содействие развитию эмоционально-положительного отношения к будущей социальной роли
• подбор игр направленных на формирование качеств мужественности и женственности детей дошкольного возраста
• создание гендерно-ориентированной РППС, обеспечивающей позитивное гендерное развитие детей дошкольного возраста
От сюда и ведущая педагогическая идея: разработка комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование мужественности и женственности дошкольников через сюжетно-ролевою игру и овладение правилами полоролевого поведения в обществе и семье.
Система педагогических мероприятий включает в себя 3 этапа вы видите их на экране.
Мотивационно-диагностический этап включает в себя: Мониторинг сформированности полоролевого воспитания детей; Анкетирование родителей; Мониторинг содержания РППС в группе; Определение направлений дальнейшего совершенствования воспитательно – образовательного процесса. Мониторинг сформированности полоролевого воспитания детей проводился по трем аспектам: - когнитивный - ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения; - эмоциональный - полоролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности; - поведенческий - усвоение типичной для пола модели поведения. Проведя анкетирование родителей, поняла, что не напрасно занялась этой проблемой, т. к. многие родители считают, что воспитанием должны заниматься только в детском саду «специально подготовленные люди», другие считают, что детей в таком возрасте ещё рано «просвещать» по вопросу пола. Пришлось начать с просвещения родителей: подготовила ряд консультаций, оформила журнал для родителей.
Для реализации цели и задач в группе создана гендерно - ориентированная РППС с учётом основных принципов её построения. Известно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний, социального опыта. РППС не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д., но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Отражение в играх знаний о мире, о людях разных профессий, их взаимоотношениях и способах поведения в различных ситуациях невозможно без соответствующей РППС, наполненной различными играми и игрушками.
Деятельностный этап включает этапы руководства игрой их вы видите на экране.
- Подготовительный этап (в игровой форме проводится работа по передаче детям знаний о гендерной культуре, гендерных ролях. Конкретизация, уточнение и обогащение представлений детей организуется с помощью кукольных спектаклей, театральных постановок, обсуждения мультфильмов, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, экскурсии, беседы, отгадывание загадок).
- Создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, предметов-заместителей, рассматривание их, изготовление детьми предметов-заместителей, игрушек-самоделок
- Обучающий этап (педагог разучивает с детьми правила игры, обучает ролевым действиям, ролевому диалогу, распределяет роли, разыгрывание игровых эпизодов, поддерживает активность, инициативу детей, вследствие чего дети учатся согласовывать свои действия, развивают эмоционально-чувственный и поведенческий компонент гендерной воспитанности в игровых ситуациях).
- Этап самостоятельной игры (инициатива принадлежит детям, они сами пробуют устанавливать правила игры, договариваться, учитывать половые различия, грамотно распределяя роли между мальчиками и девочками).
Для того чтобы ребенку было легче идентифицировать себя с определенным полом, а также с целью расширения представлений о том, какое ролевое поведение присуще тому или иному полу как в дошкольном образовательном учреждении, так и в домашнем пространстве, существуют различные формы работы с детьми. Например: чтение художественной литературы с элементами проявления маскулинных и феминных моделей поведения героями, где привлекательные для ребенка герои- эталоны проявления мужественности или женственности, а их поступки вызывают желание у мальчиков и девочек быть на них похожими; этические беседы с целью развития моральных представлений о жизни мальчиков и девочек, в них присутствуют эпизоды, которые дети переносят в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках). Рассказываем девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап). Так же режимные процессы создают оптимальные условия для межполового взаимодействия и общения, накопления сведений о мужественности и женственности. При проведении режимных моментов необходимо по возможности ненавязчиво доносить информацию о том, что настоящий мужчина и мужественный мальчик никогда не обидят женщину, всегда готовы оказать ей помощь, защитить от опасностей и неприятностей, взять на себя самые трудные дела и задачи, уступать место маме или девочке, помогать донести тяжелую ношу, уступать дорогу, пропускать ее вперед и пр. Нужно разъяснить девочкам, что эталонами женственности считаются красота и обаяние, доброта и приветливость, заботливость, скромность, аккуратность, нежность, сердечность и готовность поддержать в трудную минуту, способность с благодарностью относиться к помощи со стороны мальчиков и мужчин, проявлять отзывчивость и заботу об окружающих.
Особое внимание было уделено РППС. С помощью родителей оборудовали игровую среду. Папы помогали в оснащении сюжетно-ролевых игр «мужскими» атрибутами, свойственными для каждой отдельной игры : сделали своими руками штурвал для игры в моряков, руль, дорожные знаки и дома для игр с машинами. Мамы сшили для сюжетных игр красивые костюмы: моряки, продавцы, дорожный инспектор, парикмахер. В нашей группе сформированы игровые центры с соблюдением гендерных особенностей детей. Игровые центры для девочек: «Салон красоты», «Маленькая хозяюшка», кукольный уголок.
Для мальчиков: «Доблесть», «Автосервис», «Юные автомобилисты», «Мастерская». Существование данных центров не означает навязывание детям игр только с чёткой гендерной направленностью. Дети, как мальчики, так и девочки могут совместно играть во всех центрах.
Обучающий этап связан непосредственно с сюжетно-ролевой игрой. На этом этапе обучения игре роль педагога заключается в том, чтобы разнообра-зить игру, постараться помочь детям избежать примитивного повторения действий в игре, создать ситуацию вхождения ребенка в роль. Например, играя «в магазин», взрослый может взять на себя роль покупателя, недовольного тем, как его обслуживает продавец, или, наоборот, роль очень вежливого, доброжелательного покупателя или старушки, которая не может без помощи продавца отсчитать нужное количество денег за покупку. Обыгрывая различные ситуации, дети видят перед собой несколько образов, могут выбирать понравившийся им и в то же время начинают сами при-думывать новые роли, включая в реальную сценку сказочные персонажи.
Также учитывая гендерные психофизиологические различия, мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу. А для этого им нужно создавать соответствующие условия. Игры мальчиков более предметны, возникает и закрепляется интерес к машинам, конструктору, военно-патриотическим играм. Играя в «мужские игры» - солдаты, пожарные, капитаны, лётчики, спасатели и др., мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, преодолевать трудности. В таких играх мальчики осмысленно и добровольно принимают на себя мужские роли. Обычно тематика сюжетно – ролевых игр мальчиков носит технический и общественный характер. Именно в этих играх закладываются и развиваются основы нравственности мальчиков – надёжность, ответственность, великодушие, уважение к девочкам (женщинам, желание заботится о слабых. Т. е. играя в сюжетно – ролевые игры мальчики могут демонстрировать не только мужественность, силу, отвагу, но и проявлять заботу, внимание, быть мягкими, чуткими.
Девочкам для игр требуется небольшое пространство, т. е. игры девочек ориентированы на так называемое ближнее зрение. Желательно, чтобы всё, что может понадобится для игры было рядом. Ограниченное пространство для игры им кажется удобным и комфортным. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов.
Так же мальчики совместно с девочками с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры - «Семья», «Кафе», «Больница», «Супермаркет», «Ожидаем гостей», «Парикмахерская». Девочки успешно примеряют роли «Капитаны», «Спасатели», «Водители».
При дифференцированном подходе к воспитанию девочек и мальчиков, при применении вышеперечисленных методов воспитания детей, у мальчиков формируется правильное представление о качествах личности, присущих мужчине – смелость, мужественность, решительность, твердость характера. У девочек, в свою очередь, формируются представления о качествах личности женщины – мягкость, доброта, нежность, аккуратность, заботливость. Еще Сухомлинский подчеркивал необходимость привития детям качеств женственности и мужественности с дошкольного возраста.
Привлечение родителей в жизнь детского сада проходит различными способами традиционными и не традиционными. В этом году мы решили привлечь пап наших воспитанников для организации кружка «Мастерская», где папы совместно с детьми изготавливают различные поделки, атрибуты для игр.
Намечены перспективы работы:
• Дальнейшая реализация личностных возможностей мальчиков и девочек через организацию разных видов деятельности.
• Разработка рекомендаций по организации игровой деятельности с учётом гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
• Повышение компетентности родителей по вопросам гендерной социализации в традиционной и нетрадиционной форме (использование различных форм сотрудничества с отцами).
• Трансляция на различных уровнях дошкольного образования, через публикации, участие в конкурсах.