Поянэ Ольга Юрьевна
Влияние семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы сформировать правильную и чёткую речь ребёнка, нужно уделять внимание её развитию в течение всего дошкольного периода. Особенно активно свой первый опыт малыш начинает получать в возрасте 1 - 2 лет.
Именно в этот период идёт интенсивное накапливание пассивного слова, который постепенно переходит в активный.
Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку по развитию речи в сочетании с адекватным использованием рекомендации педагогов и специалистов дошкольного учреждения на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и бросают процесс развития речи на самотек.
Публикация «Влияние семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка» размещена в разделах
Ни одна, даже самая лучшая развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольной организации не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательном процессе.
Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения с целью подготовки ребенка к школе, знание некоторых приемов, которые использует логопед в работе по развитию речи детей, — все это, обязательно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.
Задача дошкольного учреждения – вооружить родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.
Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Взрослые ведут ребенка в детский сад, гуляют во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может наградить природа наблюдательного человека.
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. При этом, необходимо учитывать, что плохая речь может очень негативно повлиять на грамотность, так как письменная речь формируется на основе устной. Некоторые недостатки в речи ребенка, можно исправить только при помощи специалистов, учителей - логопедов. И ряд недостатков исправить легко и доступно родителям. Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.
Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно - ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка. Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой - то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?». Можно просто спросить: «Какой он?», так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка : «Что бывает высоким?» - «Дом, дерево, человек.» - «А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?». Или: «Что бывает широким?» - «Река, улица, лента.» - «А что шире - ручеек или река?». Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?». Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Сейчас наступила новая эра цифровых технологий и гаджетов. Интернет развит настолько, что присутствует в каждом доме. Причем такие технологии все время развиваются стремительным темпом. Можно заметить, что все, что нас окружает – теперь цифровое. И все это можно назвать одним словом – digital.
Диджитализация – это оцифровка различных видов информации — текст, звук, видео. Всё, что есть вокруг нас переносится в единички и нули, язык, который понятен компьютерам. Диджитализация позволяет обрабатывать большие объёмы данных и как следствие – упростить и ускорить работу. При этом речь идет не об абстрактном параллельном существовании реального и виртуального миров, а о вещах, прочно внедрившихся в повседневную практику: мобильные приложения, онлайн - уроки и многое другое.
Современные дошкольные учреждения имеют информационные сайты, на которых представлена работа заведения, и каждый специалист может разместить на нем материалы для родителей, которые имеют информацию по развитию детей : тесты, задачи, практические рекомендации, ссылки на литературу для чтения. Можно каждую неделю сообщать родителям о том, какие темы были пройдены, о чем было бы полезно поговорить с ребенком.
Таким образом, если механизм преемственности между семьей и дошкольным учреждением будет осуществляться не с момента поступления ребенка в детский сад, а гораздо раньше, появится возможность раннего просвещения родителей, и, как следствие, снижение количества детей с задержкой речевого развития, которые приходят в младшую группу детского сада.