Вера Богданова
«Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей» (мастер-класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Именно семья является источником, который питает человека с рождения, даёт ребёнку первые знания и умения. Только вместе мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Речевое развитие является одним из важнейших этапов развития ребенка. Своевременное развитие речи позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Как же помочь ребенку, как с ним общаться и играть, как и чему учить, чем занять?Давайте попробуем вместе помочь детям в речевом развитии и займемся пальчиковыми играми, упражнениями.
Публикация «„Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей“ (мастер-класс)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Многократное повторение игр станет радостным, интересным и даст положительные результаты, особенно когда с малышом занимаются самые главные люди в его жизни – мама и папа. Родительское собрание в первой младшей группе на тему
«Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей»
(форма проведения – мастер – класс)
Цель: Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в речевом развитии ребенка;
Учить использовать пальчиковые игры для занятий с детьми дома.
Материал: небольшой новый чистый фотоальбом (15 - 20 листов, 10 на 15 см); готовый титульный лист с названием книжечки «Пальчиковые игры»; готовые «Рекомендации по проведению пальчиковых игр»; на отдельных листочках пальчиковые игры для переписывания; готовые картинки к пальчиковым играм, фломастеры или карандаши, чистые листочки бумаги, клей – карандаш; ножницы – на каждого родителя.
Ход собрания.
Уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня мы его проведем в необычной для вас форме, в форме мастер – класса. Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Именно семья является источником, который питает человека с рождения, даёт ребёнку первые знания и умения. Только вместе мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии речи детей. Речевое развитие является одним из важнейших этапов развития ребенка. Своевременное развитие речи позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Уважаемые взрослые! Вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отражается на развитии и поведении ребенка. Самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить все на самотек. Вас интересует, как же помочь ребенку, как с ним общаться и играть, как и чему учить, чем занять?
Давайте попробуем вместе помочь детям в речевом развитии и займемся пальчиковыми играми и упражнениями.
Кто-то из вас лишь мельком слышал о развитии мелкой моторики, кто-то имеет более глубокие знания по этой теме. О значении и содержании пальчиковой гимнастики имеется очень много разнообразной литературы. Вы можете изучить ее на нашей выставке. Данную литературу можно приобрести в магазине и использовать в работе с вашими детьми дома, по дороге в детский сад и обратно.
Мы в группе очень часто в них играем. Подбор таких игр можно посмотреть в группе в картотеке пальчиковых игр.
Наша задача — донести до каждого из вас важность развития руки ребенка.
В чем же заключается влияние пальцев на развитие речи?
Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и мелкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, потешек с четким ритмом помогают улучшить у ребенка координацию движений. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учить соблюдению речевых норм.
Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Пальчиковые игры в сопровождении стихов развивают не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Cуществует масса народных игр - потешек, пальчиковых игр, упражнений, в которых сочетаются речь и движения рук.
Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. И лучше заниматься ими как можно дольше.
Немаловажным элементом для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия дополняются стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством, которое утешает и успокаивает.
Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять.
Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Выполняя пальчиками различные упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются они постепенно и сначала выполняются пассивно, с помощью взрослых. Когда малыш начнёт без труда выполнять требуемые движения одной рукой, переходите на обучение аналогичных движений другой рукой, в дальнейшем сразу двумя руками.
Заинтересует ли ребёнка игра, зависит по большей части от исполнения взрослых. Естественно, для выразительного исполнения взрослому следует запомнить текст наизусть.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.
Не досадуйте на малыша, если не все будет получаться, не торопитесь проделать все упражнения сразу, благодарите ребенка за его старание, похвалите его и, если возможно, покажите свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить игры наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Как же разучивать такие игры?
1. Взрослый сначала показывает игру ребенку сам.
2. Взрослый и ребенок проделывают движения одновременно, взрослый при этом проговаривает текст.
3. Ребенок производит движения с поддержкой взрослого, который проговаривает текст.
4. Ребенок производит движения и рассказывает текст, а взрослый поддерживает и в нужный момент помогает.
Умелыми пальчики становятся не сразу. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Многократное повторение игр станет радостным, интересным и даст положительные результаты, особенно когда с малышом занимаются самые главные люди в его жизни – мама и папа. А в помощь вам я сегодня предлагаю заняться изготовлением небольшой книжечки – брошюры с пальчиковыми играми для занятий с детьми дома. (Воспитатель объясняет и показывает процесс ее изготовления. Берется небольшой новый чистый фотоальбом (15 - 20 листов, 10 на 15 см). Родители вырезают готовый титульный лист с названием книжечки «Пальчиковые игры» и закрепляют его на обложке фотоальбома. На второй странице таким же образом размещают «Рекомендации по проведению пальчиковых игр». Далее переписывают на чистый лист или вырезают готовые пальчиковые игры по размеру фотоальбома, отбирают и приклеивают готовые картинки к ним (можно самим нарисовать) и закрепляют на листочках фотоальбома.
- Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно поработали. Как вы думаете, нужны вам такие мастер – классы? Что нового, интересного вы взяли из сегодняшнего мастер – класса?
- А каким может быть решение нашего родительского собрания? (высказывания родителей) :
1. Продолжать развивать речь ребенка, используя пальчиковые игры и упражнения.
- Я благодарю Всех родителей за участие в работе родительского собрания. Занимайтесь с детьми пальчиковыми играми! Пусть дети радуют Вас своими успехами. Терпения и удачи вам!
Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком
-Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, объяснить незнакомые слова, применяя картинки или игрушки, при этом отрабатывая необходимые жесты, движения. Это позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения.
-Все упражнения необходимо выполнять ежедневно.
-Указания должны быть спокойными, четкими.
-Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
-Текст разучивайте наизусть постепенно, соотнося слова с движением.
-Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию.
-Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
-Никогда не принуждайте. Следите, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но с оптимальной нагрузкой.
-Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
-Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).