Людмила Абрамова
Влияние игры на развитие речи детей. Игра как метод эстетического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка.
Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.
У него есть страсть, и её надо удовлетворить.
Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра»
А. С. Макаренко
Цель: расширить знания родителей о видах игровой деятельности детей как методе коррекции речевых нарушений и методе эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- ознакомление родителей различным видам игр;
- побуждение желания принимать активное участие в жизни детского сада.
Выступление.
- Здравствуйте, уважаемые родители!
Тема моего сегодняшнего выступления: «Влияние игры на развитие речи детей. Игра как метод эстетического воспитания дошкольников».
Выступление будет представлено Вам в виде презентации, в ходе которой Вы узнаете о нормативных показателях речевого развития детей 5-6 лет и какие игры помогут нам в эстетическом и речевом развитии наших детей.
План проведения
1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?
2. План совместной работы на учебный год.
3. Влияние игры на развитие речи детей.
4. Игры и игрушки для эстетического и речевого развития дошкольников.
5. Игра-задание для родителей.
Содержание.
1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово, «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи», называется учителем-логопедом.
2. Весь сентябрь месяц проводилось логопедическое обследование детей детского сада, в том числе, и детей вашей группы. О результатах логопедического обследования Вы можете узнать у меня в индивидуальном порядке.
Как Вы знаете, в приоритете, на логопедические занятия зачисляются дети подготовительных групп. Но по мере выписки данных детей, я буду предлагать Вашим детям занятия со мной, учителем-логопедом.
В любое время Вы можете прийти ко мне на консультацию. Если Вы хотите, чтобы я выступила на последующих родительских собраниях с определенной интересующей Вас темой, то можете мне или воспитателям сделать заявку, как в устной форме, так и в письменной форме.
3. Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены.
Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В играх удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и координированными.
В играх дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития первоначальных трудовых навыков.
Многие игры актуализируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение текста, сопровождающего игру, подготавливают их к пониманию красоты.
Что касается детей с нарушениями речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития, она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т, д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета,— так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с нарушениями речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они неуступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей.
В процессе игры взрослые много разговаривают с детьми, в результате чего у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Вос-питатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Сюжетно-ролевые игры использует для актуализации имеющихся у ребенка речевых средств.
В дошкольном возрасте так же проводятся игры с правилами, дидак-тические и подвижные
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию не только логопедом и воспитателем, но и родителем. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.
Только при тесном сотрудничестве воспитателя, учителя- логопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат в исправлении речи детей.
Общеизвестно, основное воспитание ребенка происходит в семье. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада спросите своего малыша: чем он занимался в д/с? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков.
Важно, чтобы вы следили за правильной речью своих детей. Только совместные усилия учителя-логопеда, родителей и воспитателей дадут желаемый результат.
Игра-задание.
Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.
1. Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
2. Рассказываю о своих играх в детстве.
3. Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.
3. Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
4. Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду.
5. Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушки.
6. Часто дарю ребёнку игру, игрушку.
Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.
Литература.
1. Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи. – СПб, 2007.
2. Елисеева М. Б. Развитие речи ребенка : взгляд лингвиста//Логопед. 2005. №4.
3. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1958.
4. Киселёва В., Ваш ребенок не говорит, Дошкольное воспитание, 2007, № 3.
5. Листраткина В. Индивидуальная работа с семьей// Воспитание. 1993. № 5