Юлия Викторовна Ястребкова
Влияние физкультуры на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«В здоровом теле – здоровый дух»
Уже в раннем возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Недаром выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит обеспечить всестороннее гармоническое развитие личности.
Темочки:
Понятие младшего дошкольного возраста охватывает возрастной период от 2 до 3 лет. В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное физическое и умственном развитие. Занятия физической культурой обеспечивают гармоничное и всестороннее развитие личности. Основным средством физического воспитания является двигательная активность на занятиях физической культурой, именно через нее ребенок познает окружающий мир, вследствие чего, развиваются его психические процессы: мышление, внимание, воля, самостоятельность и умственное развитие. Физические упражнения непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей, таких как: наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь. Согласно принципу «однополюсной траты энергии», сформулированному К. Н. Корниловым был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями:
1)синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр, при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки;
2)последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествуют выполнению двигательного действия или выполняются после его завершения. При этом упражнения высокой сложности, направленные на умственное развитие ребёнка, включаются тогда, когда двигательные действия не требуют значительных мышечных напряжений (основные виды движений на стадии закрепления и совершенствования, общеразвивающие игры средней и малой подвижности.
Особое значение в проведении занятий физической культурой имеет использование игровых образов. Они наиболее соответствуют восприятию и мышлению детей. Ребенок как бы включается в игру и, подражая образу, выполняет движение в целом достаточно выразительно. Использование игровых образов способствует так же стимуляции мыслительных процессов.
Следующей ступенью активизации мыслительной деятельности являются указания, вопросы, которые организуют наблюдение детей и подводят их к самостоятельным умозаключениям.
Использование предметов, в процессе физических упражнений активизирует и умственную, и двигательную деятельность детей. Мышление маленьких детей конкретно, поэтому выполнение предметно оформленного задания мобилизует их индивидуальные возможности, вызывает положительные эмоции, что сказывается и на физических усилиях. Предметы служат наглядными ориентирами.
Интеллектуальное развитие — важнейшее направление воспитания ребенка. Умственное развитие определяется интеллектом, интеллектуальными способностями. Одним из факторов интеллектуального развития является двигательная активность, в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность ребёнка.
Под воздействием физических упражнений у детей дошкольного возраста эффективней происходит формирование различных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.
Важным компонентом ежедневной двигательной программы ребё нка является его дробные части такие как: утренняя гимнастика, подвижные занятия и игры днём, и легкие упражнения в вечернее время.