Валентина Исакова
Проект «Лето для экспериментов» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Лето для экспериментов» во 2 младшей группе.
Проект «Лето для экспериментов» во 2 младшей группе.
Авторы проекта : воспитатели Исакова В. Н
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Публикация «Проект „Лето для экспериментов“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты в летний период
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Возраст детей: с 3 - 4.
Актуальность проекта :
Не следует отказываться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком игр и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Проблема:
Мы взрослые должны постараться ребенку помочь и натолкнуть его на маленькие открытия самостоятельно, с помощью игр с песком,воздухом, водой. Нужно поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с различными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Привлечь родителей к проекту.
Цель проекта :
Расширение представлений у детей о физических свойствах окружающего мира, знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, растворимость, плавучесть).
Задачи:
• Воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой;
• Развивать наблюдательность;
• Развивать интерес к совместной деятельности;
• Радоваться сделанному открытию;
• Учить быть осторожными;
• Расспрашивать детей о результатах деятельности, чтобы они приобретали умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.
Принцип реализации проекта :
• Донести до участников проекта важность данной темы;
• Формирование элементарных правил безопасного поведения.
Создание развивающей среды:
- Подбор методической литературы;
- Чтение стихов, загадок, пословиц;
- Привлечение родителей к пополнению оборудованием «Центра экспериментирования»;
- Проведения опытов с песком и воздухом на участке;
- Подбор оборудования для продуктивной деятельности.
Принцип гуманизации:
Во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.
Работа с детьми:
• Беседа с детьми о воде;
• Беседа с детьми о воздухе;
• Беседа с детьми о песке.
• Проведение опытов (песок, вода, воздух).
Оборудование для экспериментов :
1. Листы бумаги.
2. Камни.
3. Лупа.
4. Стаканчики.
5. Ведерки с водой и песком.
6. Лопатки, совочки, ситечки.
7. Различные емкости.
8. Пластиковые бутылочки.
9. Сухой песок,
10. Мокрый песок.
11. Пластиковые игрушки.
12. Палочки для рисования.
13. Емкость с водой, сухие салфетки.
14. Воздушные шарики, трубочки.
15. Мыльные пузыри.
16. Вертушки.
17. Ленточки.
18. Различные деревянные предметы.
19. Металлические предметы.
Работа с родителями:
Консультация на тему «Детское экспериментирование в домашних условиях».
Методическое пособие:
- О. В. Дыбина «Ребенок в мире поиска»;
- Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (текст); детская энциклопедия (А. И. Иванова- М. ТЦ «Сфера»,2004.)
- интернет ресурсы;
- Под общей редакцией Л. Н. Прохоровой, - М. 2003.
Предполагаемые результаты:
Дети с удовольствием принимали участие в экспериментировании. Настрой был позитивный. Расширили представления детей о окружающем мире и о свойствах веществ. Дети имеют опыт совместной деятельности с родителями.
Игры детей:
«Игра с соломинкой», «Игра с мыльными пузырями», «Игра с воздушным шариком», «Чудесные фигурки из песка».
Упражнения на песке:
- «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;
- «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
- создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);
- сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;
- «просеять» песочек между пальцами;
- сделать отпечатки различных предметов формочками;
- сгрести песок ладонями в большую кучу - «муравейник» и разгрести его,
- «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино;
- сдуть песок с ладоней, фантиков, цветочков;
- «погрузить» руки в песок;
- создать рисунки на увлажненном песке;
- спрятать в песок буквы, мелкие игрушки и отыскать их.
Для сравнения ощущений предлагаем детям выполнить такие же упражнения в воздухе, на столе.
Итоговый продукт:
Изобразительная деятельность «Волшебные камни» - раскрашивание камней гуашью.
• Беседа с детьми о воздухе;
Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (Воздух, это то, чем мы дышим.).
Давайте его опишем, какой он? (Воздух – прозрачный, значит через него всё видно. Ещё он невидимый, без запаха и без вкуса и очень лёгкий).
А где есть воздух? (Везде).
А кто дышит воздухом? (Люди, птицы, животные, насекомые, растения, рыбы, деревья).
Воздух всегда вокруг нас, мы дышим воздухом, и не только, но и все живые существа – всем нужен воздух, чтобы дышать. Сделайте все глубокий вдох. Раз, два, три! Наберите побольше воздуха и держите его, а я сосчитаю до пяти. На счёт пять вы выпускаете воздух.
Трудно вам было без воздуха? (Конечно да, сразу хочется вдохнуть воздух. !
А можно жить без воздуха? (нет).
Человек не может жить без воздуха, если нет воздуха, он может задохнуться. Если кто-то не умеет плавать и окажется под водой, то он может утонуть – ведь под водой нет воздуха.
Воздух находится вокруг нас, мы его не видим, но его можно почувствовать: дуньте на ладошку. Дети вы чувствуете воздух? (Да).
Если помахать ладошкой, то можно почувствовать воздух. Вот так помашите ладошками. (Дети машут). Чувствуете что-такое лёгкое? Это и есть воздух. Летом, когда тепло, воздух не видно, а вот зимой можно увидеть, как мы дышим, - из рта выходит пар.
Отгадайте загадку: С нами рядом каждый час, но невидим он для нас?
Дети: Это воздух.
Правильно, ребята! Воздух везде вокруг нас, и он может помогать людям. Например: воздух надувает паруса, ведь ветер – это воздух, и кораблик движется. Ветер дует на ветряную мельницу, и мельница вращается, помогает людям молоть муку. С помощью воздуха переносятся семена.
Ребята, как вы думаете, почему птички летают и не падают? (У них есть крылья).
Правильно! Крыльями птицы опираются на воздух и летят. Так же и самолёты – у них есть крылья, и они ими опираются на воздух и летят. Если бы не было воздуха, то птицы и самолёты не смогли бы летать.
Дети, где есть ещё воздух?
Воздух есть и в шинах автомобилей, в шинах велосипеда, в резиновых мячах тоже есть воздух, только сжатый.
Мы запомним, что воздух необходим для жизни на Земле. И необходимо его беречь, не загрязнять различными заводами, фабриками. А делать очистительные сооружения для очистки воздуха. И, конечно сажать зелёные насаждения.
• Беседа с детьми о воде;
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — животным, растениям и людям.
Кажется, что воды на земле много, но чистой воды становится все меньше и меньше. Как вы думаете, из-за чего это происходит?
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Люди нарушают правила поведения на природе. Водоемы загрязняются не только от мусора, но и фабрики, заводы загрязняют реки отходами своего производства. От этого гибнут водные обитатели. Морские побережья усеяны мусором, люди сбрасывают в моря и океаны огромное количество ядовитых веществ, аварии танкеров оставляют на поверхности воды липкие нефтяные пятна, все это губит воду. На планете есть страны, где чистой воды уже не хватает, поэтому 22 марта люди на всей планете отмечают всемирный день воды. Его девиз: «Вода – это жизнь». Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?
ДЕТИ.
Не бросать мусор.
К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны.
Содержать реки, озера, моря, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Устанавливать водоочистители.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
На земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда-то бегут, большая река образуется из множества маленьких речек и ручьев. И очень важно сохранить воду малых и больших рек от загрязнения.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежит изображение суши.
Дети, посмотрите на нашем кусочке земли чего-то не хватает, как вы думаете чего?
ДЕТИ. Воды.
Давайте из ленточек и тесемочек сделаем большую, полноводную реку. Для подсказки можно рассмотреть фрагмент карты на слайде.
С помощью ленточек и тонких тесемок дети под руководством воспитателя моделируют изображение впадения ручейков в реки, а рек в моря.
Коллективная работа. Моделирование. «Как рождается река»?
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какая большая, широкая и чистая река у вас получилась. А чтобы вы хотели сказать другим людям?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам. Земля наша и все живое на ней без воды погибнут. Воду и в реках, и в морях нужно беречь и охранять, чтобы не случилось беды).
• Беседа с детьми о песке.
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет ему вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочек любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
4. Не бросаться песком.
5. Не тереть глаза грязными руками.
Воспитатель. Молодцы! Все правила запомнили!
Ярко солнышко сияет
И ребяток приглашает
Поиграть сейчас в песочек
Речки ласковый дружочек,
Это очень интересно,
Увлекательно, чудесно.
• Проведение опытов (песок, вода, воздух).