Татьяна Мочалина
Консультация для родителей «Виды наказаний для детей дошкольного возраста»
Виды наказаний для детей дошкольного возраста
МБДОУ д / с
Старшая группа «Русалочка»
Воспитатель: Мочалина Татьяна Михайловна.
Доклад для родителей.
Тема: «Виды наказаний для детей дошкольного возраста»
Психика ребенка дошкольного возраста находится в состоянии развития. Она еще слабая и неокрепшая, поэтому основным принципом воздействия на ребенка этого возраста является принцип «Не навреди!»
Публикация «Консультация для родителей „Виды наказаний для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
К ребенку следует подходить бережно, осторожно. Любое наказание должно помочь психическому развитию ребенка, а не затормаживать его.
Даже зная хорошо общие законы психического развития
ребенка, нужно учитывать, что у каждого они проявляются своеобразно и неповторимо.
Наказания в отношении к детям дошкольного возраста применялись всегда. Они были различными. Например, в аристократических семьях за проступки детей лишали сладкого блюда. Володю Ульянова (Ленина) помещали на определенное время в папино кожаное кресло и ограничивали в движениях. Так как Володя был резвым и подвижным ребенком, нахождение в неподвижном состоянии требовало от него больших усилий.
Применялся также запрет на игру с другими детьми. В повести В. Гарина- Михайловского «Детство Темы» описывается, как отец Темы - генерал в том случае, если Тема вел себя дерзко и вызывающе, применял физические меры воздействия. Он приводил ребенка к себе в кабинет и жестоко избивал его ремнем. Однако Тема не стал от этого послушным и скромным, зато он отдалился от своего отца и даже во взрослом возрасте чувствовал отчуждение к нему. В силу особенностей своей личности Тема не мог быть другим, поэтому к нему нужно было применять другие меры воздействия. Например, доверительная беседа, что и делала его мать. В своих беседах она говорила о том, что Тема уже взрослый, он - будущий мужчина, а мужчине не подобает вести себя таким образом. Это влияло на самолюбие Темы, и он стремился стать лучше, управлять своим поведением. Михаил Зощенко из-за своей впечатлительной натуры и событий раннего детства приобрел психоневроз, которым страдал всю жизнь. Примерно в возрасте трех лет его мать в качестве наказания сказала, что, если он будет капризничать, она отдаст его нищим, которые в этот момент были неподалеку. Ребенок испытал такой ужас при виде грязных и оборванных нищих, что не смог избавиться от него даже в зрелом возрасте. Всю жизнь он просыпался по ночам от страха, так как видел во сне протянутые к нему руки людей в лохмотьях. Так, необдуманная фраза, сказанная матерью, надломила психику ребенка.
Наказания, применяемые к ребенку, не должны отрицательно сказываться на его физическом и психическом здоровье. Например, нельзя за плохое поведение лишать ребенка обеда, только сладкого блюда – можно. Нельзя лишать прогулки, применять наказания и говорить слова, унижающие достоинства личности ребенка. Фразы «и в кого ты такой уродился», «и на кого ты похож», «ты – настоящий поросенок», «и ничего – то ты не умеешь» унижают достоинство и занижают самооценку. Впоследствии у ребенка может развиться комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Нельзя надолго ставить в угол, так как от длительного стояния у детей выделяется белок. Можно использовать такие виды наказаний :
Ограничения в игре
Ограничения в движении/ посиди, подумай/
Лишение сладкого блюда
Отмена похода в зоопарк, театр, цирк и др. развлечений
Ограничения в общении/ не буду с тобой разговаривать, пока не исправишься/
Доверительная беседа
Главное, чтобы ребенок понимал, что он заслужил наказание, осознал свои проступки и стремился стать лучше, а не озлобился и не замкнулся.
Наказания должны быть справедливые и соответствовать проступку.