Пименова Юлия
«Виды и свойства детского внимания в дошкольном возрасте»
▼ Скачать +Заказ
Очень важно для познанья
Иметь чуткое вниманье
Коль его не развивать
Сложно мир воспринимать.
(Пименова Юлия Константиновна)
Я не знаю, как вы, дорогие читатели, но я часто говорю своему сыну: «Даня, будь внимательней!»- и когда он переходит дорогу, когда он делает уроки.
А если задуматься, как часто мы говорим ребенку подобные фразы и для чего? Родители считают, что ребенок сосредоточен на своем и не обращает внимание на то, что они считают важным. Он, ребенок, у которого свое видение мира и свои приоритеты. Гаджет, который он держит в руках ему гораздо интересней ситуации на дороге, а еще и мама идет рядом, с которой ребенок чувствует себя в полной безопасности. Делая уроки, ваш ребенок мысленно стремиться на улицу к ребятам, которые запускают ракету где он главнокомандующий. Концентрация внимания потеряна.
Публикация «„Виды и свойства детского внимания в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
Внимание –это психический процесс, который обязательно присутствует в познание окружающего мира и проявляется в сосредоточенности психики на определенных предметах, которые интересны ребенку, характеризует процесс выбора нужной информации и отбрасывания лишней. Из огромного потока информации, льющегося из вне на ребенка, он выбирает нужную для себя на данный момент, это происходит благодаря работе внимания ребенка. Природа внимания такова, что выделенный предмет (раздражитель) занимает главное положение -доминирующие. Действие всех остальных раздражителей тормозиться. Менее интересующие раздражители не доходят до сознания ребенка.
Порой мы родители слишком много хотим от своих детей, забывая, а порой и не задумываясь, что устойчивость внимания зависит от возраста ребенка. Например, Бейрль определил максимальную длительность детских игр в различном возрасте.
Так, например, дети от года до двух лет могут играть двадцать одну минуту и одну секунду. От двух лет до трех продолжительность игры составляет двадцать семь минут. Максимальная длительность игры детей от трех до четырех лет составляет пятьдесят минут. От четырех до пяти лет восемьдесят три минуты и три секунды. От пяти до шести лет девяносто шесть минут. Рассматривая труды Бейрля, мы видим быстрый рост устойчивости внимания после трех лет, а к шести годам высокий уровень-на грани школьного возраста. Также Бейлер изучал рост концентрации внимания по количеству отвлечений, которым подвергался ребенок в течение 10 минут. Таким образом он выяснил, что дети пяти шести лет отвлекаются реже чем дети от двух до четырех лет, дети трех четырех лет отвлекаются гораздо меньше чем дети двух трех лет. В младшем школьном возрасте дети способны концентрировать внимание, но при этом преобладает непроизвольное внимание. Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержать внимание возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации. По мере расширения интересов ребенка продолжает развиваться произвольное и непроизвольное внимание. В школьном возрасте внимание развивается и совершенствуется. У детей с 4 по 6 класс наблюдается заметный рост в умственном развитии, развитии отвлеченного мышления, логической памяти и заметный рост объёма внимания.
Внимание обладает определёнными свойствами : объём, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.
Давайте рассмотрим какие отклонения бывают в деятельности ребенка при нарушении внимания.
При маленьком объёме внимания-это невозможность сконцентрироваться на нескольких предметах, удержать их в уме. Часто сталкиваюсь с этой проблемой, играя на занятиях с детьми. Я раскладываю картинки на столе, даю их рассмотреть и даже взять в руки взять, а потом накрываю их платком и прошу назвать, что запомнил ребенок. Доказано что взрослый человек может сконцентрироваться не более чем на семи предметах. А ребенок шести лет способен воспринять не один предмет как, дети четырех пяти лет, а даже три, причем достаточно полно и детально. Бьём внимания сужается, если ребенку надо воспринять сразу несколько незнакомых предметов или предметов, расположенных близко друг к другу или, наоборот, рассредоточенных на большой площади. Надо сказать, что объём внимания на прямую зависит от интереса ребенка. Ведь он будет сосредотачиваться на тех объектах, которые ему интересны.
При недостаточной концентрации и устойчивости внимания, ребенку трудно долго сохранить внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Зачастую сосредоточенность дошкольника не великане надо развивать. Я, например, со своим ребёнком делаю уроки при включенном телевизоре.
Если младшие дошкольники могут играть в одну игру 30-50 минут, то к пяти -шести годам длительность игры значительно возрастает до двух часов. Это можно объяснить тем, что в игре шестилетних детей более сложные действия и взаимоотношения, дети создают разные новые ситуации за счет этого интерес к игре поддерживается. Но это всего лишь игра….
Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься не более 10-15 минут. Оптимальное время урока для ребенка шести лет 35 минут, а перемена не менее 20 минут.
При недостаточной избирательности внимания, ребенок не может сосредоточится на той части материала, которая нужна ему для решения задачи.
При плохо развитой переключаемости внимания, ребенку трудно переключится с одного вида деятельности на другой. (часто встречаю в своей практике при выполнение артикуляционной гимнастики, ребенок не может переключиться с одного упражнения, например, «трубочка» на другое «улыбка» даже, смотря в зеркало на меня)
При плохо развитой способности распределения внимания, ребенок не умеет эффективно (без ошибок) одновременно делать несколько дел. В дошкольном возрасте переключение и распределения внимания развиты слабо и требуют тренировки. Своим детям я даю такие задания. Например, найти в таблице букв все буквы «А» и подчеркнуть их, а буквы «О» обвести в кружок; домашних животных перечеркнуть синим карандашом, диких животных обвести красным
Недостаточная произвольность не позволяет ребенку сосредоточить внимание по требованию.
Произвольное внимание формируется при его общении со взрослыми (как было доказано Выготским Л. Ф).
Подобные нарушения нуждаются в специальной комплексной организационной работе.
Которую должны организовать специалисты группы воспитатели музыкальный руководитель, руководитель физкультурной подготовки и конечно же родители, которые закрепляют полученные навыки.