Светлана Федорчукова
«Вежливое слово». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
продолжать формировать навыки культурного общения со взрослыми и сверстниками;
продолжать знакомить с нормами этикетного поведения;
формировать у детей понимание необходимости и желание выполнять нормы и правила этичного поведения;
формировать чувство ответственности и за свое поведение, оценивать его и корректировать в зависимости от ситуации;
воспитывать умение аргументировать свою точку зрения, умение делать выводы;
закреплять умение употреблять выражения речевого этикета в зависимости от ситуации общения;
продолжать учить говорить комплименты.
Материал:
Публикация «„Вежливое слово“, Конспект занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
«Сердцевины» красного, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового цвета; «лепестки», на которых написаны этикетные выражения
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Я очень рада вас видеть. При общении мы с вами говорим очень много приятных, добрых слов. Для чего мы их говорим? (Чтобы было всем приятно, чтобы все улыбались).
Воспитатель: Совершенно верно. Это правила общения. Правила общения еще называют – этикет. Вы знаете, кто и зачем придумал этикет? Оказывается, придумал его король. Не сказочный, а самый настоящий. Вот послушайте: «Однажды французскому королю Людовику XIV очень не понравились приглашенные гости. То ли вели себя плохо, то ли посуду разбили. Только в следующий раз он распорядился вручить каждому гостю по карточке. На ней написали, как гость должен вести себя и общаться с другими, чтобы его из-за стола не выгнали. Вот от французского названия карточки «этикетка» пошло по миру слово «этикет»».
Воспитатель: Ребята, а если бы к нам сейчас в группу пришел король Людовик XIV, какие бы правила общения он придумал для нас с вами? (Не перебивать друг друга, не кричать, не сорить и т. д.)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».
Воспитатель зачитывает четверостишия, а дети договаривают последнее слово.
Дядя Саша огорчен, рассказал он вот о чем:
- Видел Настю я на улице сейчас,
Настя славная девчонка, Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти, я не слышал слова… (здравствуйте)
Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была, на меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте – зря от Вити ждал я слова … (извините)
Дед про внучку говорил: экая досада,
Я портфель ей подарил, вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну сказала бы … (спасибо)
Расстает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)
Зазеленеет старый пень
Когда услышит… (добрый день)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (спасибо).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы… (простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания)
Воспитатель: Следующая игра на внимание: я предлагаю вам выполнить различные движения или действия, а вы их выполняете лишь в том случае, если я скажу вежливое слово.
Воспитатель хвалит детей за внимательность и просит послушать одно стихотворение:
Малыша обидел Витя, перед школою, в строю
Витя просит: «Извините, я ошибку признаю»
На урок пришел учитель, положил на стол журнал.
Следом Витя: «Извините, я немного опоздал»
«Тихомиров, покажите нам на карте город Псков».
«Извините, - шепчет Витя, - я к уроку не готов».
Мы поспорили с Наташей, вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем и пришлите нам ответ.
Воспитатель: Скажите, ребята, можно ли Витю считать вежливым мальчиком? (Рассуждения детей). Вежлив не тот, кто знает вежливые слова, а тот кто совершает добрые поступки.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Ситуации».
Детям предлагаются различные ситуации, дети выполняют выбранную ими роль. Наблюдающие дети либо исправляют ошибки, либо дополняют, либо переигрывают ситуацию.
Ситуации:
- один ребенок у другого спрашивает игрушку;
- ребенок у прохожего на улице спрашивает время;
- внук у бабушки просит почитать сказку и др.
Воспитатель: Есть такая пословица : «Ласковое слово говорить, что цветком одарить». Хотите посадить вежливые цветы? (Да)
Дети берут по три лепестка, читают этикетные выражения и раскладывают и к своей сердцевинке. К красной – слова благодарности, к желтой – слова-извинения, к зеленой – слова-просьбы, к синей – слова-прощания, к фиолетовой – слова-приветствия. Затем все вместе проверяют выполненное задание.
Воспитатель: Мне понравилось, как мы сегодня поработали, пообщались. Вы были вежливы, внимательны, тактичны… Скажите, что за слова я вам сейчас говорю? (Комплименты). Как вы думаете, приятно ли получать комплименты? Что вы чувствуете, когда вам говорят комплименты?
В заключение воспитатель предлагает сказать друг другу комплименты.