Елена Барабанщикова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми подготовительного к школе возраста «Весенние грёзы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей передавать образ весенней природы, используя средства художественной выразительности.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с пейзажем как жанром живописи, с его средствами выразительности (цвет, композиция);
- учить детей видеть сходства и различия в использовании выразительных средств для передачи идейного замысла, понимать содержание картины;
- развивать эмоциональную отзывчивость, эстетические чувства детей при знакомстве с образом весны в разных видах искусства;
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми подготовительного к школе возраста „Весенние грёзы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать самостоятельность и творчество в выборе изобразительных техник и материалов для создания рисунка;
- воспитывать любовь к природе Родины, умение замечать прекрасное в окружающем.
Применяемые приемы:
1. «Сравнение» с целью показать зависимость средств выразительности (цвет, тон) от содержания картин, их общего настроения.
2. «Колористический вариант» с целью развития цветовосприятия детей.
3. «Вхождения в картину» с целью вызвать эмоциональный отклик, стимулировать творческую фантазию, речевую активность детей.
4. «Синтез музыки, живописи и художественного слова» с целью учить детей соотносить музыкальное произведение с настроением, выраженном в картине. Выделять образные сравнения в художественном слове.
Материал: репродукции картин И. Левитана «Март», Ф. Васильева «Оттепель»; музыкальное сопровождение П. И. Чайковский «Сладкая грёза»; стихотворение В. Орлова «Март», листы А-3, акварель, кисти, масляные мелки.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
В. стоя у окна Ребята, какое сейчас время года, месяц?
Д. Весна, март.
В. Посмотрите внимательно в окно и назовите приметы весны.
Д. сосульки, темных снег, проталины, ручьи, лужи, почки на деревьях, яркое солнце.
В. Верно, весна только начинается и зима не хочет уступать ей место. Ещё бывают морозные дни, может пойти снег, днем лужи, а вечером они покрываются льдом. Но солнышко светит ярче, дни становятся теплее и все в природе постепенно просыпается от зимнего сна. Послушайте стихотворение В. Орлова «Март»
Март
То мороз, то лужи голубые,
То метель, то солнечные дни.
На пригорках пятна снеговые
Прячутся от солнышка в тени.
Над землёй - гусиная цепочка,
На земле — проснулся ручеёк,
И зиме показывает почка
Озорной, зелёный Язычок.
Вот такую раннюю весну увидел поэт. Как вы понимаете выражение – «На пригорках пятна снеговые прячутся от солнышка в тени»?
Д. Снег не успел растаять в тени.
В. А что это за озорные зеленые язычки?
Д. Почки на ветках.
В. Какое, по вашему мнению, настроение у стихотворения?
Д. Веселое.
2. Основная часть.
В. А теперь давайте с вами посмотрим, какую раннюю весну увидели и написали художники.
Сидя, перед репродукциями.
В. Вам уже знакомы эти картины. Кто помнит их авторов и названия?
Д. И. Левитан «Март», Ф. Васильев «Оттепель».
В. Какой период весны изобразили художники и почему вы так решили? (Темный снег, проталины, сосульки на доме, мокрая дорога, нет листвы на деревьях).
Давайте сравним эти картины.
- Где побывали художники, что увидели, прежде чем написать их? (на окраине деревни, дом, деревья).
- Что изобразили художники в центре своих полотен? (Дорогу).
- Одинаковые ли цвета использовали художники? Какие, давайте сравним.
(У Левитана все оттенки синего, а у Васильева – фиолетовый, коричневый).
- Какие цвета выбрали художники, чтобы написать небо на своих полотнах?
(У Левитана небо голубое, чистое, у Васильева – темно-синее, фиолетовое, покрыто тяжелыми тучами).
- Можно определить в картинах состояние погоды? (у Левитана день ясный, солнечный, цвета яркие. У Васильева – день пасмурный, прошла буря).
В. Давайте пофантазируем. Закроем глазки и представим, что мы попали внутрь картины. Где бы вы хотели очутиться? Что вы увидели, услышали? Какое у вас настроение при этом? (Левитан – спокойствие, радость. Васильев – настороженность, грусть).
В. Представим, что художники выбрали другие цвета для своих пейзажей. Прием колористического варианта – замена цвета неба и снега путем наложения листов с другими цветовыми оттенками.
В. Что изменилось в настроении картин? (Раньше картина «Март» была светлая, радостная. Теперь стала грустная. И наоборот, даже грачи прилетели порадоваться оттепели).
В. Влияет выбор цвета и тона на настроение картины? (Чем светлее и ярче краски в картине, тем радостнее настроение).
В. Как вы думаете, что хотели показать нам художники в своих картинах? (Красоту родной природы ранней весной).
В. Верно ребята, свои чувства художники передают линией и цветом, поэты красивыми словосочетаниями, композиторы музыкой. Сейчас мы с вами представим, что мы очутились на весенней полянке. Под музыку П. И. Чайковского «Сладкая грёза» представим любую весеннюю картинку. Вы можете двигаться в такт музыке, а я постараюсь представить, кто что задумал и показал. Релаксационная пауза.
В. Какие вы фантазеры! Я увидела первые цветочки, весенний ветерок, быстрые ручейки, стайки птичек, яркое солнышко. Какой была музыка? (тихой и спокойной, красивой).
В. К какой картине больше подходит эта музыка по вашему мнению?
Я предлагаю вам нарисовать свою весну, которую вы представляли в танце.
Самостоятельная работа.
В. Сегодня вы по желанию самостоятельно выбираете изобразительные средства. Кто хочет, может рисовать мелками или красками. Можете совмещать техники. Проявляйте свою фантазию.
3. Итог занятия.
В. Какие разные и красивые рисунки у вас получились. Чтобы они быстрее просохли нужно позвать солнышко. Физкультминутка «Солнце»
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Разложить рисунки и предложить детям самостоятельно определить настроение в рисунках своих товарищей, как им это удалось. Предложить дать названия своим работам.
Литература.
1. «Симфония красок» И. Е. Аллаярова М. 2006г.
2. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей» Т. Н. Доронова М. 2006 г.
3. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Г. С. Швайко М. 2001г.
4. «Дошкольникам о живописи» Р. М. Чумичева, М. 1992г.