Людмила Павлова
Вечер знатоков изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Вечер знатоков изобразительной деятельности»
Подготовительная группа
Цель. Обобщить представления и знания об изобразительном искусстве. Развивать зрительскую культуру. Формировать художественное мышление.
Задачи. Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра. Выявить знание выразительных средств, терминологии и понятий изо искусства; умение выстраивать ассоциативные связи между определенными деталями и знакомыми картинками; умение выделять отличительные особенности, составные элементы произведений разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая живопись); умение составлять композицию по собственному замыслу; знания о лице и расположении его частей; умение устанавливать сходство между геометрическими формами и предметами и путем дорисовки форм получать предметную или сюжетную картину; предпочтительный интерес ребенка к одному из художников и его произведениям. Познакомить с профессией художника-реставратора.
Публикация «Вечер знатоков изобразительной деятельности» размещена в разделах
Материалы. Письмо-сюрприз (изображение Мастера- Карандаша, разрезанное на 10-12 частей; аудио обращение Мастера к детям, изображения цветных карандашей с наклеенными на них буквами (п, о, р, т, р, е, т); изображения феи Живописи и феи Г рафики; пьеса П. И. Чайковского «Баба Яга» (в записи); графическое изображение грустной, печальной Снегурочки; пакет с разноцветными лоскутками (однотонные, в теплой и холодной гамме); набор маленьких цветных карточек с таким расчетом, чтобы их хватило на правильные ответы детей в течение всей игры; альбомные листы бумаги с именами детей для подведения итогов; музыкальная запись для заставок во время дидактических игр; торжественная музыка (туш) для награждения детей; мешочки с конфетами, медали «Знатоку ИЗО» (на каждого ребенка).
Ход:
Воспитатель (показывая письмо-сюрприз).
Кто-то бросил мне в оконце
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробышко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Вам хочется узнать, от кого письмо? Тогда надо постараться и собрать целое из частей.
Достает из конверта изображение Мастера-Карандаша, разрезанное на части. Дети, собрав изображение. Узнают в нем Матера- Карандаша. Воспитатель достает из конверта кассету и предлагает ее прослушать. Звучит голос Мастера-Карандаша:
«Здравствуйте, мои маленькие художники! Я, Мастер-Карандаш, приглашаю вас на конкурс «Знатоки изобразительного искусства». Отправляясь в путь, не забудьте надеть одежду с карманом. Дорогу вам укажут мои верные помощники- цветные карандаши.»
По знакам-указателям, цветным карандашам, дети передвигаются по группе. Воспитатель по дороге собирает карандаши в коробку. Останавливаются у центральной стены, украшенной изображениями предметов, которые обозначены цифрами: 1-бумага, 2-рамка, 3-кисть,4-палитра, 5-мел, 6- карандаш, 7- краски, 8-картина, 9-ручка (фото). Рядом находится мольберт, на котором укреплен большой лист бумаги с кроссвордом. Под ним лист с изображениями феи Живописи и Графики.
Воспитатель. Куда же мы попали?
Рассматривают оформление центральную стену с изображениями верных помощников Мастера-Карандаша и мольберт с кроссвордом, к которому приколота записка.
Воспитатель. Обратите внимание: верные помощники Мастера-Карандаша обозначены цифрами, на мольберте - лист бумаги с клеточками, и в них те же цифры. Что же это такое? (Кроссворд.)Здесь записка! (Читает.) «Если вы правильно отгадаете все предметы, которыми я пользуюсь. То узнаете, как называется комната, где работает художник. За каждый правильный ответ вы получите цветную карточку. Кладите ее в карман. Кто больше всех получит цветных карточек, тот и станет победителем- знатоком ИЗО. Желаю удачи! Мастер-Карандаш».
Дети отгадывают названия изображенных предметов. Воспитатель вписывает слова в клеточки кроссворда и задает последний (десятый) вопрос: «Кто из вас хочет стать художником?» (Я.) Или: «Какая буква в алфавите последняя?» (Я.) (Каждый ребенок, правильно ответивший на вопрос, получает цветную карточку и кладет ее в карман.)
Воспитатель предлагает прочесть в выделенных клеточках получившееся слово. (Мастерская.)
Воспитатель. Мы с вами в мастерской художника.
Убирает кроссворд, и перед глазами детей появляются изображения двух фей - Живописи и Графики.
Воспитатель. Кто же нас встречает? (Фей изобразительного искусства : Графика и Живопись.) Что означает слово живопись (Живо писать жизнь.) Чем повелевает фея Живописи? (Цветом.)Какой материал использует художник, когда занимается живописью (Гуашь, акварель, масляные краски, пастель.) Что означает слово графика? (Рисую.) Чем повелевает фея Графики? (Линией, штрихом, точкой и т. д.) Какие материалы ей в этом помогают? (Тушь, сангина, уголь, карандаш, восковые мелки, пастель.) Вы сказали, что феи Живописи и Графики - феи изобразительного искусства. Что же они помогают художникам изображать на картинках? (Свободные высказывания детей.)
Верно, художники изображают человека и его жизнь, природу, животных, предметы - весь мир. Рисование на ту или иную тему определяет жанр живописи. Фея Графики предлагает поиграть со своими помощниками - цветными карандашами, которые указывали нам дорогу. (Показывает коробку с карандашами.) Расположите цвета карандашей по порядку цветов радуги, и вы узнаете, о каком жанре мы с вами будем говорить. Только будьте внимательны.
Дети выкладывают карандаши в соответствии с цветами радуги и читают название жанра - портрет. На боковой стене развешаны портреты художников, на противоположной стене - репродукции их картин.
Воспитатель. Найдите в нашей мастерской выставку портретов. Портреты каких художников вы видите? (Ответы.) Какие бывают портреты? (Погрудные, поясные, во весь рост.) Назовите художников-портретистов. Из предложенных репродукций найдите работы В. А. Серова, ИЗ. Грабаря и разместите их рядом с портретами авторов. (Дети находят и называют картины.)
Мы говорим с вами о жанре портрета. А что означает слово «портрет»? (Изображение человека, прежде всего его лица.) Значит, чтобы нарисовать портрет, надо знать черты лица человека.
Дидактическая игра «Найди недостаток в портрете».
Раздает детям изображения лица одного и того же мальчика с разными недостатками. Предлагает определить недостающие части лица и дорисовать их графическим материалом - черным фломастером.
Воспитатель. Молодцы! Все справились с заданием! А сейчас, отгадав музыкальную загадку, вы узнаете, о каком жанре изобразительного искусства пойдет речь дальше.
Звучит пьеса П. И. Чайковского «Баба Яга».
Воспитатель. Какой жанр искусства ждет с нами встречи (Сказочно-былинный.)
Появляется Баба Яга.
Баба Яга. Все, закончился ваш конкурс.
Воспитатель. Ну, во-первых, здравствуйте, дорогая Баба Яга. А во-вторых, почему наш конкурс закончился?
Баба Яга. Я все в сказочном жанре заколдовала.
Воспитатель. А мы раскоддуем….
Баба Яга. Попробуйте!
Баба Яга показывает ребятам бесцветное графическое изображение Снегурочки.
Баба Яга. Нравится? Сама писала. Красота.
Воспитатель. Не писала, а рисовала. Дети, какая фея помогала Бабе Яге рисовать Снегурочку? (Фея Графики.)
Баба Яга. Какое настроение у Снегурочки? (Ответы.) По каким признакам вы поняли, что у Снегурочки грустное, печальное настроение? (По мимики.) А отчего у нее такое настроение? (Ответы- предположения.)
Воспитатель, продолжая беседу, подводит детей к выводу: Снегурочке нужно «сшить» новый наряд. Баба Яга услужливо преподносит пакет с лоскутками теплых и холодных тонов. Дети выбирают лоскутки холодных тонов и выкладывают из них платье на графическом изображении персонажа.
Воспитатель. Скажите, можем ли мы в реальной жизни встретить Снегурочку? Это настоящее живое существо или вымысел? (Ответы.)Кто же помог нам увидеть Снегурочку? (В. М. Васнецов.)
Баба Яга. Знаю, знаю, я этого художника-сказочника. Но вы его картин больше никогда не увидите. Ну разве что маленькие кусочки. Все заколдовала. Даже самой жалко. Такая красота была.
Воспитатель. Ну, так расколдуй.
Баба Яга (в отчаянии). Не могу я по оставшимся фрагментам картину вспомнить.
Воспитатель. А мы тебе поможем.
Баба Яга (удивленно). Это как? Вы что, волшебники?
Воспитатель. Нет. Но наши знания нам помогут. Дети, помогите узнать картину по фрагментам (картина закрыта белым листом бумаги с вырезанными прямоугольником, квадратом или кругом) и снять колдовство Бабы Яги.
Как только картина узнана, с нее «спадает» колдовство - перед детьми предстает репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Баба Яга. Кто такой богатырь? (Защитник Отечества.)
Воспитатель. Назовите имена богатырей, изображенных на картине. (Ответы.) Что делают богатыри в чистом поле (Осматривают землю русскую. Стоят на страже родной земли. Оберегают Русь от врагов.)
Баба Яга. Кто из вас хотел бы быть богатырем? (Ответы.) На кого вы хотели бы быть похожими? (Ответы.)
Воспитатель. Автор изобразил себя в одном из богатырей. В ком именно? (В Добрыне Никитиче.)
Далее дети «расколдовывают» картину «Аленушка».
Баба Яга. в каких сказках мы можем встретить Аленушку (Ответы.)
Воспитатель. В сказках рядом с добром всегда присутствует
зло.
Баба Яга. Вы на что намекаете?
Воспитатель. Ну что вы, что вы. Речь пойдет не о вас, а о картине. Что в этой картине олицетворяет добро? (Аленушка, природа, которая грустит вместе с девочкой: густой, темный лес защищает ее от недругов, острые камыши загораживают опасный омут; сочувствуя ей. Уселись над головой «малые пташечки».)
Баба Яга. Меня здесь нет. (Показывает на картину.) Так что же здесь олицетворяет зло? (Холодный камень, темная вода.)Порадовали вы меня своими знаниями. Люблю я этого художника- сказочника, только забыла, как его зовут.
Воспитатель. Помогите, дети! (Художник В. М. Васнецов.)
Баба Яга. Вот, вот, Виктор Михайлович Васнецов. Слышать слыхала, а видеть не видала.
Воспитатель. Мы тебе его покажем. Покажите Бабе Яге портрет этого художника.
Баба Яга. Красивый человек. А каких еще художников- сказочников вы знаете? (Ответы.)
Воспитатель. В нашей мастерской есть работы этих художников, найдите их и соотнесите с портретом автора.
Дети находят репродукции картин М. Врубеля, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, Е. Рачева, вешают их рядом с портретами авторов на боковой стене зала.
Баба Яга. Вижу, любите вы сказочно-былинный жанр. А знаете, какой жанр называется «мертвая природа»? (Натюрморт.) Объясните, почему он носит такое название. (Ответы.) А я никогда не видела этот самый. натюрморт. Покажите мне его!
Воспитатель. Давайте исполним желание Бабы Яги - составим для нее натюрморт.
Дидактическая игра «Составь натюрморт».
Каждому ребенку дают набор изображений неживой природы (цветы, посуда, овощи, фрукты, снедь и т. д.) и живой природы, в том числе, животных. Дети составляют натюрморт, отбирая изображения, присущие только этому жанру, и дают название своей работе. Игра проводится под музыку.
Баба Яга. Как мне нравится «мертвая природа».
Воспитатель. Баба Яга, ну что ты заладила «мертвая природа» да «мертвая природа». Художники называют натюрморт иначе - «тихая жизнь вещей». Нас всегда окружают вещи. Мы привыкли к ним и порой даже перестаем замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый. В самом простом, обычном предмете он видит необычное, прекрасное, и вещи на картинах начинают радовать нас своей неожиданной красотой. Найдите среди репродукции натюрморты. Соотнесите их с портретами авторов. (И. Э. Грабарь: «Яблоки»; КС. Пет- ров-Водкин: «Черемуха в стакане», «Розовый натюрморт», «Утренний натюрморт».)
Баба Яга.
1. чудо дивное - искусство!
В нем страсть, и красота, и чувство!
Здесь все трепещут, и творят,
И жаждой творчества горят!
Воспитатель (обращаясь к детям). А вы горите жаждой творчества? Для творчества нужны цветные карандаши и маленькие листочки бумаги. Сейчас начнутся «чудесные превращения». Послушайте загадки и попробуйте нарисовать отгадки. Победит тот, кто сделает это быстро и правильно.
2. Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево.)
3. Зимой и летом одним цветом. (Елка.)
4. Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без нее беда:
Она их главная еда. (Трава.)
5. Ног нет, а идет.
Глаз нет, а плачет. (Туча.)
6. Серебряные нити сшивают землю с небом. (Дождь.)
Дети на листе бумаги рисуют отгадки так, чтобы получилась картина.
Баба Яга (рассматривая работы детей). Интересно, к какому жанру изобразительного искусства относят нарисованные вами картины? (К жанру пейзажа.) Что означает слово «пейзаж»? (Живая природа.)
Воспитатель. Сколько удивительного в живой природе? Она похожа на нас, людей? Чем? (Предложения детей.) Действительно, у нее бывает разное настроение: веселое, когда светит. (солнышко,грустное, когда идет. (дождь, сердитое, когда дуют. (ветры,воют. (вьюги). Многие художники любят отражать разные настроения природы в пейзажах. Каких художников-пейзажистов вы знаете? Назовите их работы и соотнесите с портретами авторов. (Дети выполняют задание.)
Баба Яга. Есть ли у каждого из вас самый любимый художник? Назовите его. Объясните свой выбор. (Ответы.)
Воспитатель (обращаясь к детям). Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на выбранную вами картину? Какая гамма цветов - теплая или холодная - преобладает? (Ответы.)
Баба Яга. А что это за жанр - анималистический? (Изображение животных.) Вы любите животных? Любите наблюдать за их повадками, движениями, внешним видом? (Ответы.)
Воспитатель. Где можно увидеть разных представителей животного мира? (В зоопарке.) Предлагают создать «Веселый зоопарк». Каждый станет художником-анималистом и, используя модель полукруга, круга, овала, дорисует животное для нашего зоопарка.
Дети работают, пока звучит музыка.
Пришло время подвести итоги. Ребенок получает чистый лист со своим именем. Из кармана выкладывает на него заработанные цветные карточки и оставляет их на столе.
Слышен плач. Баба Яга показывает поврежденные картины - в дороге они «рассыпались» на кусочки.
Воспитатель. Успокойся, не плачь, милая Баба Яга! Есть
художники, которые по маленьким кусочкам терпеливо восстанавливают картины, т. е. реставрируют. Вот и мы сейчас «вылечим заболевшие картины».
Дидактическая игра «Художники-рестовраторы».
Дети из отдельных кусочков под музыку («Песня о картинах», сл. А. Кушнера, муз. Г. Гладкова) восстанавливают картину. По окончании работы называют ее жанр.
Проводится подсчет цветных карточек, заработанных каждым ребенком, и на чистом листе с именем ребенка записывается количество набранных очков. (Заработанные ребенком очки помогут воспитателю в диагностике знаний и умений по изобразительной деятельности.)
Воспитатель. Вы все оказались знатоками изобразительного искусства. Спасибо ребята большое Баба Яга уходит прощаясь с детьми.