Анастасия Мамуркова
Сценарий мероприятия в библиотеке «В стране родного языка»
▼ Скачать +Заказ
I. Организационный этап (введение)
Ребята делятся сразу на две команды
Ты создаешь из букв стихотворенья.
Храня в запасах сотни тысяч слов.
Спустившееся к нам благословенье –
Родной язык, проникший в нашу кровь
Сегодня мы с вами поговорим о родном языке.
При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства. Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка.
Публикация «Сценарий мероприятия в библиотеке „В стране родного языка“» размещена в разделах
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- День родного языка. 21 февраля
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — это родной язык.
А что можно делать на родном языке?
Ответы детей
Правильно, говорить, писать письма, стихи, петь песни.
Как вы уже поняли, сегодняшнее мероприятие посвящено международному дню родного языка.
Послушайте немного об истории праздника.
С 26 октября по 17 ноября в Париже проходила тридцатая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, где был на официальном уровне утвержден день поддержки языкового многообразия - международный день родного языка. В календари всего мира праздник вошел с 2000 года. 21 февраля провозглашен международным днем родного языка. Это число было выбрано не случайно, а в связи с трагедией, произошедшей в 1952 году. Погибло пятеро студентов-демонстрантов, вышедших бороться за признание языка.
II. Основной этап
Мы сегодня поговорим о нашем русском родном языке.
Когда мы приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку, а знаете ли вы как произошло это название?
(Слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки»)
1. Кто создал древнерусскую азбуку? (святые Кирилл и Мефодий)
2. Знаете ли вы, сколько букв было в древнерусской азбуке? (43 буквы)
3. Как вы думаете легко ли было учиться грамоте в давние времена? Почему? (Букв было много, каждая буква имела свое название)
4. Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы)
А как называлась азбука раньше?
Правильно, кириллица! Давайте попробуем поработать с кириллицей!
Каждой группе раздаётся по 1 алфавиту кириллицы.
Материал прикреплен как фото
Я называю буквы, а вы выписывайте их, и составляйте слово, готовы?
Начнём!
Веди; Он; Рцы; Он; Наш. (Ворон)
Како; Он; Твердо. (Кот)
Ук; Добро; Аз; Веди. (Удав)
Рцы; Он; Зело; Аз. (Роза)
Покои; Аз; Рцы; Како. (Парк)
У всех получилось? А сейчас всё наоборот! Я говорю слова, а вы попробуйте их написать с помощью кириллицы.
Камин; Маяк; Ринг; Автор
Что у вас получилось?
Правильно! Сейчас давайте попробуем составить слова из одного слова использовав каждую буквы только 1 раз!
Слово «Аудитория»
Пример А У Д И Т О Р И Я – Ария, ауди, тор и т д
Материал прикреплен как фото
Какие слова у вас получились? Молодцы, сколько разнообразных слов можно найти в одном слове!
Со словами придумано очень много различных игр, одна из них это филворд. А что такое филворд?
Ответы детей
Правильно, это чудесная игра слов. Ваша задача найти все спрятанные слова. Вы можете обводить слова или линией обозначать найденное слово, ну что начнём!
Материал прикреплен как фото
Какие слова вы нашли?
Дети перечисляют найденные слова.
Молодцы!
Материал прикреплен как фото
Перед вами незаконченные слова, ваша задача вставить слово так, что бы оно было окончанием первого и началом второго слова.
Например, начало первого слова «Ме…» а окончание второго «…олад».
Сюда может подойти слово «шок». У нас получается «Мешок» и «Шоколад».
Если школьникам будет сложно, им выдадутся готовые слова, что бы подставлять готовые шаблоны такие как: лад, нос, лук.
У всех получилось? Давайте проверять!
1. Мешок – шоколад.
2. Приклад – Ладья.
3. Утконос- носорог.
4. Каблук – лукошко.
Молодцы! А сейчас давайте вспомним наших замечательных авторов!
Перед вами картинка с портретами наших писателей, ваша задача стрелочками указать имя и фамилию автора на нужный портрет.
Материал прикреплен как фото
Вы все большие молодцы!
Сейчас я буду задавать вопросы, связанные с языком и литературой.
Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)
Сколько падежей в русском языке? (6)
На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого, чего)
Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).
Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)
Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком).
Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)
Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»(сравнение)
Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься ….? (ни одного не поймаешь)
Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
Молодцы! Сегодня мы с вами поговорили о великом и загадочном – нашем родном русском языке. Сколько тайн и загадок ещё хранится в нем, нам с вами только предстоит узнать, а сегодня, в день прекрасного праздника – Международного дня родного языка, прошу любить и уважать свой родной язык, хранить, беречь и ценить его великое достояние.
В конце мероприятия ребятам подарили замечательные закладки с высказыванием писателей о родном языке.