Татьяна Воронина
Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе «В стране Почитай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в подготовительной
к школе группе «В стране Почитай - ка»
Цель: совершенствовать фонематический слух, диалогическую и монологическую формы речи; совершенствовать технику изображения предмета методом «тычка».
Задачи:
Образовательные задачи:
- совершенствовать умение называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
- закрепить понятие о родственных словах, упражнять в
Темочки:
определении родственных и неродственных слов;
- совершенствовать технику изображения предмета (буквы) методом «тычка».
Развивающие задачи:
- развивать умение составлять слова из слогов (устно);
- продолжать развивать у детей навыки связной речи;
- развивать мышление, наблюдательность, внимание;
- развивать умение равномерно закрашивать рисунок.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к русскому языку;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- продолжать воспитывать умение видеть красоту созданного изображения.
Интегрирование образовательных областей:
Познавательное развитие: совершенствовать знания о видах транспорта, о деревьях.
Физическое развитие: формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения, предложенные воспитателем.
Художественно – эстетическое развитие: совершенствовать технику изображения предмета методом «тычка».
Методы и приемы:
Словесный метод: беседа, пояснение, художественное слово, вопросы, напоминание.
Наглядный метод: рассматривание макетов деревьев.
Практический метод: самостоятельное выполнение детьми заданий, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Словарная работа: родственные слова; чаща; вертикально.
Предварительная работа:
- индивидуальные занятия с детьми по звуковой культуре речи;
- закрепление с детьми правил красивой речи;
- составление слов из отдельных слогов;
- рассматривание работ, выполненных в технике рисования «тычком».
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал : письмо жителей страны Почитай-ка; макеты деревьев с «листочками - словами»; «кирпичики» с буквами; картинки с изображением мака и мяча и звуковыми схемами к ним; медали – эмблемы «Грамотеи»; образец рисунка, выполненного методом «тычка».
Раздаточный материал: круги из бумаги со слогами; листы бумаги формата А8 с раскраской заглавной печатной буквы русского алфавита, кисти для клея, салфетки, гуашь разных цветов.
Аппаратное и программное обеспечение: аудиозапись летящего самолета, звука журчащей воды.
Ход занятия.
(Дети стоят на ковре в кругу)
Воспитатель: Дорогие ребята! Мы с вами честно трудились целый год: учились красиво произносить звуки, правильно строить предложения, составлять интересные рассказы, и я вижу, что вы готовы пойти в школу и учиться на 4 и 5. Я этому очень рада. Но об этом узнали еще и в стране «Почитай-ка». От жителей этой страны нам пришло письмо - приглашение. Послушайте его:
«Здравствуйте, ребята! Мы долгое время наблюдали за вами, переживали ваши неудачи, радовались вашим успехам. Мы приглашаем вас в свою страну Почитай - ка, но путь к нам долог и нелегок. Ведь вам предстоит пройти Звуковую чащу, перебраться через реку Звенящую, добраться до Буквенного города, повстречаться со Слоговой гусеницей. А там и наша страна. Удачи вам! Жители страны Почитай - ка».
Воспитатель: Ну что, ребята, согласны отправиться в путешествие? (Ответы детей). Тогда соберем все свои силы и знания и настроимся на длинный путь.
Дети проговаривают стихотворение, взявшись за руки:
Каждый день, всегда, везде.
На занятиях, в игре.
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Воспитатель: Дети, а на чем мы можем отправиться в наше путешествие?
Дети: Мы можем отправиться на машине, поезде, самолете, велосипеде.
Воспитатель: Ребята, не забывайте, что страна Почитай - ка волшебная, и транспорт, на котором мы сможем добраться туда, тоже, наверное, должен быть волшебным, необычным. Какой волшебный транспорт вы знаете?
Ответы детей (волшебные сани, печка, сапоги – скороходы).
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться на ковре - самолете.
(Дети садятся на корточки, обхватывают руками колени).
Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что мы летим.
(Звук летящего самолета).
Воспитатель: Вот мы и прилетели, но сойти с ковра - самолета сможет только тот, кто правила красивой речи назовет.
Ответы детей:
- Говори в спокойном темпе.
- Сначала подумай, потом говори.
- При разговоре смотри на собеседника.
- В конце предложения всегда делай паузу.
(Дети проходят за столы)
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и прибыли к тому месту, где начинается страна Почитай-ка. И на нашем пути Звуковая чаща. Дети, что растет в чаще?
Дети: В чаще растут деревья.
Воспитатель: Ребята, если это звуковая чаща, то, что вместо листьев растет здесь на деревьях?
Дети: Здесь на деревьях растут звуки.
Воспитатель: А какие бывают звуки по своему происхождению?
Дети: Звуки от разных предметов, животных и звуки, которые произносят люди.
Воспитатель: Если Звуковая чаща находится в стране Почитай - ка, значит там звучат только красивые и правильные звуки. А вы уже все звуки научились произносить красиво? Давайте проверим:
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись:
Мимо машины бежали: тр - р -р.
В небе далеком гудел самолет: л - л -л.
Свистели от ветра все провода: с - с - с.
Капала в кухне из крана вода: к - к - к.
Перекликались в ночи поезда: ч - ч - ч.
Листья под ветром шумели: ш - ш - ш.
А комары все пели: з - з -з.
Воспитатель: Молодцы, ваши язычки отлично потренировались. Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо – деревья, которые выросли из маленьких слов. Это дерево выросло из слова «вода», а это - из слова «рука». Это деревья, на которых растут родственные слова. А что такое родственные слова?
Дети: Слова, родные друг другу, у них общий смысл.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что - то эти деревья выглядят больными. Может быть, на них появились листочки – слова, не родные им? Прочтите слова на листочках и скорее найдите не подходящие, т. е. не родственные слова.
Дети читают:
Вода – водный, завод, водолаз;
Рука – ручной, рукав, вокруг.
Воспитатель: Ребята, почему, вы решили, что эти слова не родственные?
Дети: Потому что у этих слов другой смысл.
Воспитатель: Верно. Ребята, чтобы деревья чувствовали себя еще лучше, вы должны подобрать слова - определения к слову вода:
Дидактическая игра «Подбери слова – признаки»
Воспитатель: Дети, в море (океане, реке, озере, роднике, болоте, водопроводе) какая вода?
Ответы детей:
- В море морская вода.
- В океане океаническая вода.
- В реке речная вода.
- В озере озерная вода.
- В роднике родниковая вода.
- В болоте болотная вода.
- В водопроводе водопроводная вода.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я узнаю, знаете ли вы кому и для чего нужна вода.
Дидактическая игра «Дополни предложения»
Воспитатель: Дети вы должны будете продолжить предложения:
- Вода нужна людям для того, чтобы… (ее пить, купаться, стирать вещи, мыть посуду).
- Вода нужна растения для того, чтобы… (расти).
- Вода нужна рыбам для того, чтобы (в ней жить).
Воспитатель: Значит, какой вывод мы можем сделать?
Дети: Вода очень важна и полезна для животных, растений, людей.
Воспитатель: Ребята, вы много сказали о воде. Кто из вас сможет составить о воде небольшой рассказ?
(Составление описательного рассказа, 1-2 ребенка).
Воспитатель: Вы так хорошо потрудились и,конечно же, заслужили право отдохнуть.
Физкультминутка «Под дождем»
Капля первая упала – кап! (поднимают руки вверх)
И вторая пробежала – кап! (бег на месте)
Мы на небо посмотрели, (поднимают голову вверх)
Капельки: «Как - кап» - запели, (наклоны головы вправо – влево)
Намочились лица, мы их вытирали.
Туфли посмотрите: мокрыми все стали (наклоны вперед).
Плечами дружно поведем (движения плечами вверх – вниз)
И все капельки стряхнем (встряхивание кистями рук).
От дождя убежим (бег на месте,
Под кусточком посидим (садятся на стульчики).
Воспитатель: Пора нам отправляться дальше.
Воспитатель: Перед нами река Звенящая. (Дети слышат звук журчащей воды). Здесь записка!
«Река Звенящая вас ждет,
Но не пройти ее вам вброд.
Кирпичики сложите в мостик
И поспешите – ка к нам в гости.
Жители Почитай -ки».
Воспитатель: Ребята, вы должны из отдельных кирпичиков - букв сложить слова.
(Дети выкладывают на доске слова «река», «мост»)
Воспитатель: Теперь у вас получился крепкий мостик. Можно и реку Звенящую переходить.
Воспитатель:
Но смотрите, впереди
Очень мощные замки!
Ребята, что же делать, как нам пробраться в город, как открыть замки? Здесь снова записка: «Ключ к замку ты подбери, в город поскорей войди!»
Отдельно находятся картинки с изображением мака и мяча и звуковыми схемами к ним. Нужно подобрать картинку в соответствии со звуковой схемой слова.
Дети выполняют задание и объясняют свой выбор.
Воспитатель: Молодцы, вот мы и пришли в город Буквенный, где нас встречает гусеница.
Я – гусеница не простая,
Гусеница слоговая.
Пропущу я тех вперед,
Кто слова ко мне найдет.
Воспитатель: Ребята, каждый из вас должен назвать слово на заданный слог, который у вас находится на столе. Придумайте слова, чтобы ваш слог находился в начале слова.
(Дети придумывают слова).
Воспитатель: Дети, теперь придумайте слова, чтобы данный вам слог находился в конце слова.
(Дети придумывают слова).
Воспитатель: Дети, вы замечательно справились и с этим заданием. Вот мы и дошли до ворот страны Почитай – ка. Жители страны приготовили для вас подарки – эмблемы «Грамотеи». Но и в гости с пустыми руками не приходят. Предлагаю вам изготовить подарок своими руками. Я думаю, что это должны быть какие – то памятные слова. Сейчас каждый из вас нарисует букву необычным способом – методом «тычка». Давайте вспомним, как нужно держать кисть при таком способе рисования?
Дети: Кисть нужно держать вертикально.
Воспитатель: Как вы будете закрашивать изображение? Откуда начнете?
Дети: Сначала нужно закрасить по контуру, а затем в середине изображения.
Воспитатель: Прежде, чем начать работу, предлагаю вам размять ваши пальчики:
Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья.
Друг без друга им нельзя.
(Самостоятельная работа детей)
Воспитатель: (когда все работы готовы, вызывает детей к доске по очереди) Дети, какие слова – пожелания у вас получились?
Дети: (читают) «Жителям Почитай – ки».
Итог занятия.
Воспитатель: Дети, как называлась страна, в которую вас пригласили? С какими заданиями вам пришлось справляться? Что вы оставили на память жителям страны? (Ответы детей)
Список использованных источников
1. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. – М. : Эксмо, 2013.-48с.
2. Гомзяк, О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О. С. Гомзяк. - М. : ТЦ Сфера, 2007.-96с.
3. Рудин, О. С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О. С. Рудин. - М. : ТЦ Сфера, 2010.-176с.
4. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей / А. В. Никитина. – СПб. : КАРО, 2007г.