Людмила Хрящева
«В школу с радостью». Консультация для родителей
«В ШКОЛУ С РАДОСТЬЮ»
Каждый родитель будущих первоклассников беспокоиться, сможет ли его ребёнок достаточно быстро и безболезненно адаптироваться к переменам в его новой «школьной» жизни. Поэтому поговорим о том, как родителям и детям помочь в этом сложном процессе
Каждый родитель желает своему ребёнку стать полноценной, всесторонне развитой личностью, стараясь создавать все необходимые для этого условия, посредством чтения специальной литературы, консультаций у специалистов, исходя из личного опыта. И эта забота очень важна и нужна нашим детям.
Публикация «„В школу с радостью“, Консультация для родителей» размещена в разделах
Практика преемственности между семьёй, дошкольным учреждением и школой ещё не достигла уровня, когда ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из – за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для участников, в первую очередь для самого ребёнка. В преддверии школьной жизни ребёнка на первом месте по значимости стоят интересы семьи как первичного источника социализации, процесс проживания ребёнком взросления в буквальном смысле слова вплетён в опыт его эмоциональных семейных связей и обусловлен характером внутри семейных отношений, компетентностью родителей. Вот почему важная функция дошкольного учреждения – быть центром, интегрирующим интересы, ожидания и тревоги семьи, школы и самого ребёнка.
С рождения ребёнка готовят к детскому саду, где и берёт своё начало путь к школе. Мы можем сделать этот путь интереснее, легче, а главное, более благоприятным для ребёнка, организовав работу по преемственности ДОУ и школы, что в дальнейшем будет положительно влиять на характер адаптации детей в школе.
Так что же такое преемственность детского сада и школы?
Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования, а преемственность детского сада и школы представляет взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления.
Основная цель работы педагогов с детьми старшего возраста – оказать помощь в подготовке ребенка к школе.
Главное – сформировать в нём психологическую готовность к обучению, интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, способность к волевым усилиям.
Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление и т. д.
Один из важнейших аспектов в реализации преемственности – определение готовности ребёнка к началу систематического школьного обучения – во многом зависит от согласованности работы психолого-педагогических служб, эффективного взаимодействия психолога и воспитателя детского сада.
Дошкольное воспитание — стартовое звено единой системы народного образования.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, навыки, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего, гармоничного развития учащихся.
Преемственность между детским садом и школой реализуется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, которые часто применяются в детском саду.
Воспитатель ДОУ, в свою очередь, включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формируя у дошколят предпосылки учебной деятельности. Занятия, как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
Стоит отметить важность непрерывности и чёткой организации плана работы по преемственности детского сада и школы.
Первостепенная задача образовательных учреждений заключается в составлении договора о сотрудничестве между дошкольным образовательным учреждением и средним образовательным учреждением, где отражаются предмет договора, цель, обязанности сторон и сроки действия настоящего договора. Затем составляется совместный план преемственности детского сада и школы, где так же прописаны цель, задачи, время проведения мероприятия, организационная работа, методическая работа, работа с родителями и планирование мероприятий.
Только при условии грамотно составленного плана и, главное, пошаговой его реализации, мы создаём преемственность и успешность адаптации ребёнка при переходе из детского сада в школу. Обеспечиваем систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников, создаём благоприятные условия в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка, а так же, с детского сада вызываем желание учиться в школе. Здесь же идёт речь и о психологической, нравственно – волевой готовности ребёнка.
В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в совершенно новый, школьный коллектив, активно включиться в учебную и досуговую деятельность школы : отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь, организаторские умения.
В ГОУ детском саду №1299 не первый год ведётся работа по преемственности, и мы уже можем говорить о положительных результатах. После проведённых занятий у ребёнка сформировывается позитивное отношение к обучению, исчезает страх перед будущим поступлением в школу. Вследствие чего в детях живёт интерес к учёбе, желание проявлять себя с положительной стороны на уроках, внеклассных мероприятиях. Для первоклашек исключена стрессовая ситуация, вызванная «неизведанным пространством», т. к. дети ранее, неоднократно посещали школу, участвовали в совместных мероприятиях, посещали уроки в первых классах, библиотеку, музей боевой славы…
Это отражается в успешном прохождении периода адаптации первоклассников, бывших воспитанниках нашего ДОУ
Используемая литература:
• Л. Р. Болотина Н. В. Микляева «Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы». Методическое пособие Айрис пресс Москва 2005
• Приложение к журналу «Управление ДОУ»
«Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников»
Сфера Москва 2006