Валитова Накиба
Конспект ОД в подготовительной группе «В поисках пропавших материков»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной группы.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Цель: закрепление у детей общего представления о нашей планете и материках.
Задачи:
Образовательная:
Публикация «Конспект ОД в подготовительной группе „В поисках пропавших материков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
-Закреплять и уточнять знания детей о материках, об некоторых фактах, умение называть и показывать их на глобусе.
Развивающая:
- Развивать умение правильно строить сложноподчинённые предложения.
-развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, память, наблюдательность.
- развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление;
Воспитательная:
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: глобус, макет карты мира, компьютерная презентация о материках, кактус, пазл Европы, материал для проведения опыта (лёд, ёмкость для воды).
Предварительная работа: Беседовали на тему: «Материки»; рассматривали глобус и иллюстрации в географическом атласе для детей «Мир вокруг нас»; играли в дидактическую игру: «Кто, где живёт», «Атлас мира»
Ход образовательной деятельности:
1. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Воспитатель: Ребята, а вы ни чего не заметили? Посмотрите на нашу карту. (Дети обращают внимание, что исчезли материки с карты). Что мы можем сделать, как вернуть материки? (дети рассуждают). Воспитатель подводит к тому, что бы отправиться в кругосветное, морское путешествие. Хотите?
Дети: - да
Воспитатель: а, что нам взять с собой для путешествия?
Дети: компас, глобус или карту.
Воспитатель: А, что же такое глобус (Рассуждение детей. Глобус – это модель нашей земли)
Воспитатель: Кто скажет, чем карта отличается от глобуса? (Воспитатель уточняет: глобус круглый, а карта - плоская, из бумаги, легче глобуса, ее удобнее брать с собой в путешествие). Ребята, давайте вспомним какими цветами отмечены на глобусе моря, океаны, озера, реки, леса, суша, льды.
Какие материки вы уже знаете? (ответы детей)
Ребёнок: на свете много островов. Так много, что не счесть… А вот больших материков Мы насчитаем шесть: Африка, Америка /Северная и Южная / Австралия, Евразия, Антарктида вьюжная.
Воспитатель: Ребята, что бы нам отправиться в кругосветное путешествие, нам нужно построить маршрут (составляют на глобусе план). Но как же мы можем без капитана? (Выбирают капитана считалкой, надевают ему фуражку, остальным матросские воротники. Воспитатель тоже надевает элемент одежды матроса).
Воспитатель: Ну что, готовы отправиться в путешествие? (Да).
Тогда я приглашаю вам спуститься в музыкальный зал, там ждет нас корабль.
(Дети спускаются в зал, размещаются на импровизированном корабле).
Удачи нам, потому что нас ждут новые открытия, новые впечатления.
Речёвка: поднимаем якоря
Отправляемся в моря!
Мы команда, хоть куда
Нас удача ждёт всегда!
Капитан: -И так в путь (звучит мелодия моря)
(Капитан смотрит в бинокль.)
- Свистать всех наверх.
Воспитатель: Ребята, кажется мы оставили в группе компас. Куда же нам плыть?
Сюрпризный момент: появляется пират.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, это же Пират. Может у него спросим, где нам найти потерянные материки с нашей карты. Здравствуй Пират. Мы первый раз отправились в кругосветное путешествие, и кажется заблудились. А нам очень нужно найти исчезнувшие материки с нашей карты.
Пират: Вам очень повезло, мой корабль потерпел крушения возьмите меня с собой и я помогу вам найти материки. Плывем дальше.
На слайде появляется земля.
Пират: Что бы на ней остановиться, вам нужно отгадать загадку.
Доплывем до Занзибара
Поплутаем по Сахаре
Поглядим Килиманджаро
Погуляем с Гиппопо
По широкой Лимпопо. (Дети:Африка).
Пират: А почему вы решили, что речь идёт об Африке?
Дети: Эта загадка об Африке, потому что Сахара – это самая большая в мире пустыня и находится она в Африке.
Воспитатель: - Правильно, Сахара – королева пустынь. А что такое пустыня?
Дети: Пустыня – это кругом пески. Африка самый жаркий материк.
Воспитатель: - Кто покажет Африку на глобусе? Каким цветом Африка изображена на глобусе? Почему? (Ответы детей: потому что в Африке очень много пустынь,дуют горячие ветры, годами не бывает дождей).
Воспитатель: Молодцы!- Как вы думаете, могут в таком месте жить растения?
- Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения, с маленькими листочками, если это растение выкопать и забраться с ним на крышу 15-этажного дома, то его корни достанут до земли.
- Как вы думаете, зачем растениям такие длинные корни? (Рассуждения детей: растениям длинные корни нужны для того, чтобы достать воду, которая находится глубоко-глубоко под землёй)
- А животные, какие могут находиться в пустыне? (Ответы детей: верблюды, потому что они самые выносливые и помогают человеку преодолевать пустыни).
- Ребята, но ведь пустыня не везде, есть, где от солнца палящего можно укрыться.
- Как называется это место в Африке? (Ответ: оазис)
Молодцы! – А каких животных можно увидеть там? (Это: зебры, антилопы, слоны, носороги, гиппопотамы, жирафы).
Просмотр видеоролика «Африка»
Сылка: - Африка[/url]
Слайд с изображением животных «Найди лишнее животное».
Воспитатель: А как Вы считаете, изображение, какого животного будет лишним? (Ответы детей: лишним будет изображение коровы, потому что корова- это домашнее животное, а все остальные животные-дикие животные Африки. Называют всех животных.
Пират: - молодцы ребята справились с заданием, значит,отдам вам потерянный материк с вашей карты (пират дает ребятам конверт, в котором находится материк Африка).
Воспитатель: Отправляемся дальше!
Капитан: В путь отдать концы!
(смотрит в бинокль и видит землю)
Пират: Что бы попасть на берег, отгадайте, что это за материк
перед вами. Неизвестная земля по форме напоминает два треугольника. Что это за материки?
Ответы детей: Северная и Южная Америка. Северная, потому что она расположена на севере. А Южная Америка– на юге. (слайд)
-А кто открыл Америку? (Христофор Колумб).
Колумб хотел найти новый морской путь в Индию. Сбился с курса и вместо этого открыл Америку.
(Слайды)
Воспитатель: - Северная Америка. Здесь находиться большая в мире долина – Большой Гранд - Каньон, он постоянно меняется, появляются новые трещины, открываются другие слои. Более того, Большой Каньон продолжает расти (четыре сантиметра в год) и остановить этот природный процесс человек не в силах. (Слайд)
В Северной Америке находится Ниагарский водопад, он является жемчужиной северной Америки. (Слайд)
На этом материке много разнообразных кактусов (Слайд)
Проведение опыта-эксперимента (исследование кактуса)
«Как кожица растений (эпидерма) помогает им сохранять воду?»
Давайте разрежем поролоновую губку пополам. 1 половину положим на тарелку, а другую покроем тонким слоем желатина (предварительно приготовленного) и положим её намазанной стороной вниз на другую тарелку. Нальём немного воды на каждую половину губки. Когда они полностью промокнут, выльем лишнюю воду из тарелок.
Раз в день будем проверять влажные ли нижние части губок. Как скоро они высохнут? Какая из них высохнет быстрее?
(Вывод: Все растения «теряют» воду через листья и стебли. Листья многих пустынных растений покрыты тонким, мягким слоем. Вследствие опыта, определить, что этот слой с желе помогает растениям сохранять воду).
Южная Америка - это самый влажный материк на Земле. Протекает сама длинная и полноводная река Амазонка, она ещё очень опасная в ней много крокодилов и хищных рыб пираний. На материке обитает самая крупная змея Анаконда. (Слайд)
Пират: - Ну что ж, вы правильно ответили на вопросы. Вы смелые отважные мореплаватели, пиратам вас не достать. Вот вам возвращаю еще два материка Северной и Южной Америки.
Нам пора продолжать наше путешествие.
Капитан: В путь отдать концы! (Звучит мелодия моря)
-Но что это? (воспитатель смотрит в бинокль) Наш корабль в опасности! Огромные ледяные глыбы. Откуда они? (Слайд).
- Ребята как называются эти огромные куски льда? (Дети: айсберги) (Слайд)
- Откуда появляются айсберги? (Дети: от берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные, тяжелые, ледяные глыбы и отправляются путешествовать по океану.)
Капитан: -Стоп машина, бросить якорь! Всем на берег.
Воспитатель: -Ой, ребята, что-то никого не видно. А где же люди вы не знаете?
(дети объясняют, что в Антарктида это большой ледяной материк здесь люди не живут, есть только исследовательские станции, где ученые исследуют изменения в погоде, наблюдают за животными).
Воспитатель: - А есть ли в Антарктиде растения, и какие живут животные? (Растения не растут, потому что земля в Антарктиде покрыта мощным слоем льда, который никогда не таит, в Антарктиде живут пингвины – это морские птицы.
Воспитатель: - Почему пингвины относятся к птицам? (Потому что они покрыты перьями и откладывают яйца,- у пингвинов есть враги,в воде их подстерегают опасные хищники: кит касатка и морской леопард – тюлень)
Видеоролик «Антарктида факты для детей).
- Антрактида[/url]
Проведение опыта-эксперимента (со льдом)
Воспитатель: ребята, подойдите ко мне поближе, я беру и помещаю в воду большой кусок льда. Представьте, что это откололся кусок льда. - Утонул он?
Дети: Нет.
Воспитатель: почему? (Лед легче воды).
Воспитатель: где находится большая часть льда?
Дети: под водой.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Айсберги опасны для кораблей).
(включаем светодиодную лампу) Ребята, как мы можем описать это явление, какое оно? (сверкающее, блестящее, красивое, волшебное, завораживающее и т. д.).
- В Антарктиде короткий полярный день, длинные полярные ночи. Когда наступает полярная ночь можно увидеть удивительное явление природы – северное сияние.
Пират отдает материк Антарктиду.
Хорошо на Антарктиде, но очень холодно, хочется туда, где потеплее.
(звучит мелодия моря)
Капитан: В путь отдать концы!
Воспитатель: - смотрит в подзорную трубу и видит там животное кенгуру.
Я вижу материк и там гуляют кенгуру, интересно куда мы приплываем?
Дети: В Австралию.
-А почему вы решили, что в Австралию? (потому, что кенгуру живет только в Австралии,на животе у них есть глубокая складка кожи, которая называется сумкой).
Воспитатель: ребята, а что вы можете рассказать про материк Австралия. (Австралия – самый маленький и самый удаленный материк, там нет вулканов, землетрясений, оледенений.
В Австралии живут разные виды кенгуру – от карликовых, размером с зайца, до гигантских, трёхметрового роста. Кенгуру – символ Австралии.)
Воспитатель: В тропических лесах растут очень интересные растения, пальмы, фикусы, эвкалипты, акации, бутылочные деревья они накапливают в себе воду, как бутылка и внешне тоже похожи на бутылку. Только в Австралии вы можете повстречать таких удивительных животных, как утконос и ехидна, кенгуру и коалу, дикую собаку Динго. Богат мир птиц. Самая большая птица – страус эму. Очень много попугаев.
Пират: я приготовил для вас загадки (интерактивные загадки на экране)
у меня для вас ещё есть весёлый танец. Покажите, как вы умеете танцевать. (пират отдаёт детям материк Австралия)
Воспитатели: - Ребята, где мы только не побывали сегодня! Так много интересного увидели!
- Но как говорят в гостях хорошо, а дома лучше.
- И сейчас мы с вами возвращаемся на континент, который
Больше всех материков
И, конечно, краше.
Тот, где мы с тобой живем.
Где Россия наша.
- Как называется материк, где находиться наша страна? (Евразия) (Слайд). Отправляемся в путь.
Капитан: В путь отдать концы! (звучит мелодия моря)
Всем на берег
Воспитатель: Евразия – величайший материк, на котором мы живем, самый большой.
Содержит две части света: Европу и Азию, которые омываются четырьмя океанами.
Здесь расположены самые большие равнины и самые высокие в мире горы.
Пират: Сейчас я посмотрю, какие вы сообразительные. Соберите пазл материка Евразия. (дети собирают пазл)
Пират вручает последний материк Евразию.
Пират еще раз задает вопросы:
- Какой по размерам самый большой материк? (Евразия)
- Ребята, какая самая большая страна на материке Евразия? (Россия наша Родина)
- А кто открыл Америку? (Христофор Колумб).
- Самый жаркий материк? (Африка)
- Животное – символ Австралии? (Кенгуру)
- Самый холодный материк? (Антарктида)
- Где живет самая большая змея Анаконда? (в Южной Америке)
- Какие животные живут в Антарктиде? (Пингвин, морские котики).
Пират прощается с ребятами. Ребята отдают ему корабль и он отправляется в мореплавание дальше.
Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие! Вам понравилось? На каком материке вам понравилось больше всего? Почему? Интересно было?
Воспитатель предлагает приклеить каждый материк на свое место в карте.
Список литературы:
1. Детская энциклопедия «Обо всём на свете». Издательство АСТ,2001г.
2. Л. Лик «Детский атлас мира. Открой окошко». Эксмо 2011г.
3. Т. С. Зацепин, В. А. Мешин «Животные. Полная энциклопедия. Эксмо 2003г.
4. А. И. Максаков,Г. А. Тумакова «Учите, играя».1979г.
5. М. Ю. Кариенко «Загадки». Просвещение 1988г.
6. Народы и страны, серия «Мир в глазах ребёнка»
7. «Географический атлас. Мир вокруг нас»
8. Интернет ресурсы