Татьяна Радиванюк
Конспект занятия «В поисках матрешек»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование коммуникативных способностей через приобщение к народному творчеству.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
• Познакомить с происхождением имени Матрешка.
• Закреплять представления воспитанников о русской народной игрушке матрешке.
Развивающие задачи:
Развивать
• интеллектуальные и коммуникативные способности,
• фонематический слух, умение отвечать на вопросы,
• умение грамотно строить предложения, употребляя предлоги и уточняя их значение;
• умение читать трехсложные слова;
• умение ориентироваться по плану,
Публикация «Конспект занятия „В поисках матрешек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
• зрительную память, мышление.
Воспитательные задачи:
Воспитывать
• умение работать в группе, чувство ответственности,
• дружеские отношения между воспитанниками,
• самостоятельность, активность.
Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Возрастная категория: воспитанники старшей группы детского сада.
Предварительная работа:
Знакомство
• с историей создания матрешки;
• с особенностями хохломской, гжельской, городецкой росписи, с
особенностями росписи Семеновской матрешки;
• обучение разгадыванию ребусов;
• разучивание танцевальных движений под музыку песни «Мы –матрешки» С. Г. Насауленко.
Оборудование:
-шкатулка, в которую можно положить матрешку;
-костюм Бабы –Яги;
-матрешка в 5 фигурок;
-5 планов групповой комнаты с указанием мест, в которых спрятана матрешка;
-разрезная азбука на каждого ребенка;
-матрешка в 6 фигурок, колечко, конфета, кубик, кнопка, ключик, косточка (например, абрикосовая, подносик;
-ребус
-силуэты расписных матрешек с прорезью для лица, по количеству детей;
-изображения матрешек, расписанных в хохломском, гжельском, городецком стиле и Семеновской матрешки;
-макет комнаты Бабы-Яги с прорезями для игры «Наведи порядок», например, такой:
-схемы для игры «Наведи порядок» по количеству детей, например, такие:
-изображения метлы, кота, подушки, коврика, мышки (соответственно изображениям на схемах;
-комплекты разрезанных на 12 частей изображений матрешек по количеству пар воспитанников;
-магнитофон;
-кассета записью первого куплета песни «Мы матрешки» сл. и муз. С. Г. Насауленко.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, я вам сегодня принесла интересную игрушку и хочу, чтобы вы отгадали, что это. Послушайте загадку:
Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна,
Разбираю, собираю, то их 8, то одна.
( Дети отгадывают: Матрешка.)
-Правильно! Вот она! (Открываю шкатулку.) Ой! Ребята, а шкатулка-то пустая!
(Появляется Баба-Яга.)
Баба-Яга: Ха-ха-ха! Поиграть они захотели! Все сами да сами, а меня хоть бы раз позвали.
В: Ребята, поздоровайтесь с нашей гостьей. (Дети здороваются.)
Б-Я: Здрасьте, здрасьте. Не позвали меня, так я сама пришла и попрятала ваших матрешек по разным местам. Без меня вам ни за что не справиться. А хотите найти, выполняйте мои задания.
В: Ну, что, ребята, согласны на условия Бабы-Яги? (Дети отвечают, что согласны.)
Баба-Яга: Я подскажу вам, где самая маленькая матрешка, если вы правильно запомните, что внутри у каждой матрешки.
(Баба-Яга кладет в каждую матрешку разные мелкие предметы, проговаривая: В эту матрешку я спрячу ключик. Дети смотрят и запоминают.)
Дидактическая игра «Что внутри?»
(Называя и доставая предметы из матрешки, дети складывают их на поднос. В результате там оказываются: ключик, колечко, конфета, кубик, кнопка, косточка.)
Баба-Яга: А что общего у этих предметов? (Дети отвечают, что слова, которые называют эти предметы, начинаются со звука к.)
-За правильно выполненное задание мне придется вам дать подсказку. (Баба-Яга дает детям лист с планом групповой комнаты и отмеченным на нем местом, где спрятана матрешка. Дети находят матрешку по подсказке.)
Баба-Яга: Я подскажу вам, где спрятана вторая матрешка, если вы наведете порядок в моей избушке и расставите все по местам.
Дидактическая игра «Наведи порядок в избушке».
(Баба-Яга дает каждому ребенку карточку со схемой наведения порядка. Дети читают схему и выполняют задания по очереди.
Я поставлю метлу в ступу.
Я посажу кота за лестницу.
Я положу подушку на печку.
Я постелю коврик к печке.
Я посажу мышку под лавку.)
Баба-Яга: Ну, теперь у меня в избушке порядок. Придется мне опять вам подсказать. (Дает детям листок с подсказкой, дети по плану ищут матрешку.)
Баба-Яга: А с этим заданием вы точно не справитесь. Ха-ха-ха! Вы ведь не волшебники. Превратитесь все в матрешек. Ха-ха-ха!
Дети: Раз, два, три – повернись И в матрешку превратись! (Дети надевают силуэт матрешки, нарисованный на ватмане с прорезью для лица и поворачиваются к Бабе-Яге.
Под песню на сл. и муз. С. Г. Насауленко танцуют.)
Баба-Яга: Эх, хороши матрешечки! Как мне нравится играть с вами, получайте подсказку! (Баба-Яга дает детям подсказку и по ней дети находят спрятанную матрешку.)
Баба-Яга: Может вы устали выполнять мои задания? Или вам надоело? ( Дети отвечают: Нет) Ну тогда следующее задание слушайте и выполняйте! Я разрезала изображение матрешек и перемешала все детали. Надо в парах все сложить правильно. Дети выполняют задание, получают подсказку и находят матрешку.)
- Следующее задание готовы выполнять? Тогда внимание! Надо отвечать на мои вопросы. Я принимаю только правильные ответы.
Дидактическая игра «Вопрос-ответ».
• Из какого материала сделана матрешка? (Матрешка - это деревянная игрушка.)
• Сколько частей у матрешки? (Матрешка состоит из 2 частей.)
• В какую одежду одета матрешка? (Матрешка одета в сарафан, передничек и на голове повязан платочек.)
• Как украшена одежда матрешки? (Одежда матрешки украшена ярким цветочным узором.)
• В каком порядке собирают матрешку? (Матрешку собирают в порядке возрастания.)
-Получайте подсказку. (Дети находят еще одну матрешку.)
Баба-Яга: Ну, вот у меня осталась только одна подсказка. А напоследок я приготовила самое трудное задание. Назовите правильно место, где расписали эту матрешку. (Баба-Яга показывает расписные матрешки, дети говорят, откуда она родом и по следующей подсказке находят матрешку, собирают её и дают воспитателю.)
Воспитатель: Ребята, предложите Бабе-Яге погостить и поиграть с нами. (Дети просят, чтобы Баба-Яга осталась.)
-А вы хотите узнать, почему эту игрушку назвали МАТРЕШКА? Садитесь за рабочие места. (Дети садятся за столы.) Матрешка игрушка очень старинная. А в те далекие времена было любимо людям одно женское имя. А какое, узнаем, разгадав ребус. (Дети разгадывают ребус и составляют имя – Матрона.) Когда в семье рождалась девочка и ей давали имя Матрона, как её называли ласково? ( Дети отвечают: Матронечка, Матрошенька, Матронушка.) Вот так и родилось имя нашей знаменитой на весь мир игрушке МАТРЕШКЕ. Матрешки - изделия, которыми гордятся россияне, откуда бы ни приезжали люди в нашу страну, среди других сувениров они обязательно увезут на родину и русскую матрешку.
Баба-Яга: Ну, ребятушки мне пора домой возвращаться, засиделась я у вас, пора и честь знать. До свидания.
(Дети прощаются с Бабой-Ягой, приглашают приходить в гости еще.)
Воспитатель: Ребята, оказывается вы очень гостеприимные, ведь по-моему Бабе-Яге у вас понравилось. Я за вами наблюдала вы и с заданиями справились. Как вы думаете почему?
Дети: Мы внимательно слушали задания. Мы старались. Мы дуг другу помогали. Мы дружные. Мы хотели найти матрешек и старались.
Воспитатель: А что вам больше всего запомнилось? (Дети отвечают.) А что нового вы узнали? (Мы узнали, как придумали имя Матрешка.) А кому вы об этом расскажите?
Дети: Я расскажу своим родителям. Я расскажу друзьям. Я расскажу сестренке.
Литература:
Ресурсы интернета:
• samarapedsovet.ru
• https://www.maratka.org/smotrika/matreshka