Виктория Попова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–6 лет «В поисках динозавров»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–6 лет
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №7»
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Суджанского района Курской области
Конспект
по ознакомлению с окружающим миром детей 5 – 6 лет
«В поисках динозавров»
Выполнила:
воспитатель
Попова В. А
2019 г.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром детей 5–6 лет „В поисках динозавров“» размещена в разделах
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Цель: Развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации о истории развития и эволюции животного мира планеты, о науке - палеонтология.
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ:
- расширить представление детей о животном мире
- дать возможность детям узнать о профессии палеонтолога и о том, как происходит извержение вулкана, пополнив словарный запас детей словами «палеонтолог» и «вулкан».
- дать возможность применить на практике полученные знания о динозаврах
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-развивать любознательность, внимание, память, творческое мышление, инициативу и мелкую моторику.
-продолжать формировать умение создавать плоскую конструкцию, подбирая материал по образцу.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-вызвать интерес к совместной деятельности, умение договариваться, помогать друг другу
Предварительная работа: Беседы с детьми на темы: «Кто такие динозавры и где они жили?», «Какие динозавры существовали и почему они вымерли?»; рассматривание и обсуждение иллюстраций с изображением динозавров и их среды обитания; самостоятельные игры детей в фигурки динозавров, рисование динозавров.
Материал и оборудование: аудио и мультимедийная установки; магнитные доски; макет лодки; макет вулкана; макет яйца; бутылка с письмом с загадками; механическая игрушка динозавра; лотки с песком и кисточки; макет костей; бумажные яйца и восковые мелки; сода, уксус, средство для мытья посуды; банка с крышкой; подсолнечное масло, вода, пищевой краситель, шипучий аспирин.
Этап образовательной деятельности Содержание образовательной деятельности
Организационный момент Дети входят в зал и встают в круг, на экране слайд №1 – заставка.
Воспитатель, обращаясь ко всем, говорит:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем,
И общаться мы начнём!
Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!
Мотивационно-ориентировочный Воспитатель: - Ребята к нам сегодня пришли очень интересные гости, это научные сотрудники очень секретной лаборатории и посмотрите, что они нам принесли (демонстрирует яйцо динозавра). Как вы думаете, чьё это яйцо?
Дети: (дети дают свои ответы)
Воспитатель: - Это яйцо динозавра? Давайте проверим. У меня есть специальный фонарь, давайте просветим яйцо и увидим, что же или кто же там внутри? (светит на яйцо, на экране слайд №2 – зародыш динозавра в яйце) Кто это, ребята? (ответы детей) Действительно, это яйцо динозавра, оно было найдено на одном загадочном острове. И нам с вами предлагают отправиться в захватывающее и может быть даже опасное приключение – на поиски динозавров, может они и не вымерли? Кто-то же должен был оставить яйцо? А может это яйцо сохранилось еще с эры динозавров? Давайте раскроем эту тайну! Вы согласны?
(обращает внимание на экран, дети встают полукругом. Слайд №3 – динозавры)
Воспитатель: - Прежде, давайте вспомним, что же нам известно о динозаврах?
Дети:(примерный ответ детей с помощью схемы размещенной на доске).
- Они жили много лет назад, когда людей еще не было, а климат был жаркий и влажный. Слово динозавр означает - чудовищная ящерица. Они были очень большого размера, бегали на двух или четырех лапах. Динозавры умели плавать, а некоторые из них - летать. Среди них были не только хищные, но и травоядные динозавры.
Воспитатель: - Вот как много нам уже известно о динозаврах. С такими знаниями мы точно можем создать свою группу ученых и отправиться в экспедицию на поиски динозавров. Не будем терять времени - отправляемся в путь!
(Дети берутся за руки скрестив их по кругу и разбивают со словами) :
«Крепко за руки возьмемся,
в путь-дорогу соберемся.
Нам преграды не страшны,
мы дружны и веселы!
В путь!».
Отправляются змейкой к лодке, на которой висит замок. На экране слайд №4 – море.
Практико-поисковый Воспитатель : - Ребята, посмотрите, чтобы попасть на остров, нам необходимо переплыть океан, а вот и лодка, но на ней висит замок, чтобы взять ее нам, нужно выполнить задания.
Задания (дети делятся на 2 группы) :
1. Найди и обведи силуэты всех динозавров. (индивидуально 6 человек)
2. Посмотрите, все динозавры сбились в стадо и перепутались. Давайте поможем им. Ваша задача разделить динозавров на три стада. 1 – летающие динозавры, 2 – сухопутные, а 3 – плавающие. (подгруппа
Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием, и теперь мы можем переправиться на остров. (Снимает замок, дети рассаживаются в лодке, звучит звук моря и чаек. Воспитатель просит ребенка продекламировать заранее выученное стихотворение.)
«Поиски динозавра»
Мы собрали рюкзаки
И надели сапоги,
Чтоб не просто погулять -
Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
- Нет, - сказал нам бегемот, -
Динозавр здесь не живёт.
Нет его в полярных льдах,
Нет на дальних островах,
Не видали его звери
Ни в саваннах, ни в горах.
А в пустыне лишь верблюд, -
Динозавра нет и тут.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что-то прибило волнами к нашей лодке (слайд №5 – Бутылка с письмом, демонстрирует настоящую бутылку с письмом). Давайте скорее откроем ее и посмотрим, что же там внутри.
Загадки:
1. Травой и листьями питались,
Бронёй костистой одевались,
Анкилозавры, стегозавры,
Их называли …
Ответ: Динозавры
2. Что за чудище летало,
Клюв усеян весь зубами,
Вместо перьев, шерсти — кожа,
На кого оно похоже?
Ответ: Динозавр летающий (птеродактиль)
3. Длинная, шея,
Так же, как хвост,
Сам он огромный,
Но маленький мозг!
Ответ: Динозавр (диплодок)
4. С незапамятных времён,
Страх вселяет в сердце он,
И ходил на задних лапах,
Мощными зубами клацал!
Ответ: Динозавр (тираннозавр)
Воспитатель: - Молодцы! Все загадки разгадали.
На экране слайд №6 – остров.
Воспитатель: - А мы приплыли на остров. (Дети высаживаются из лодки и встают полукругом у монитора, звучит звук джунглей). Давайте после долгого плавания – немного разомнемся
Физминутка:
Динозаврик встал на лапки
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанье сделал справно.
Оглядел он все вокруг
И быстрей на стульчик плюх.
Воспитатель: - Ребята, а зачем мы приплыли на остров?
Дети: - Мы приплыли на поиски динозавра.
Воспитатель: - Совершенно верно. А знаете ли вы, как называют ученых, которые изучают динозавров?
Дети: - Нет.
На экране слайд №7 – палеонтолог за работой.
Воспитатель: - Ученых, которые изучают останки животных (их косточки и окаменелые следы) называют ПАЛЕОНТОЛОГИ. Палеонтологи ездят по разным странам и городам на раскопки, туда, где раньше обитали динозавры. Они копают глубокие ямы, выкапывают из них остатки динозавров (косточки) и изучают их. Чтобы потом рассказать нам, какие динозавры жили, как выгладили и чем занимались. Динозавры вымерли задолго до появления человека, никто из людей их не видел. Возможно, из-за похолодания детеныши динозавров не смогли появиться на свет, так как оболочка яйца стала твердой, и им не по силам было ее пробить. Люди знают, как они выглядели и что ели по найденным останкам их костей, зубов, отпечаткам лап. И все это благодаря палеонтологам. Мы с вами тоже сегодня ученые и ищем динозавров. Как можно нас назвать?
Дети: - Палеонтологи. (хоровой и индивидуальные ответы)
Воспитатель: - Верно. И, как настоящим палеонтологам, я предлагаю вам отправиться на раскопки. (дети делятся на пары и с помощью кисточек расчищают песок в лотках – там останки динозавров).
РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ О СВОИХ НАЙДЕННЫХ ДИНОЗАВРАХ. (3-4 ребенка)
Воспитатель: - Только мы с вами так увлеклись раскопками, что забыли про наши поиски. Давайте продолжим наш путь. (идут змейкой к вулкану) На экране слайд №10 – вулкан
Воспитатель: - Ого! Ребята, смотрите, куда это мы вышли? (ответы детей) Вулкан. А вы знаете, что такое вулкан? (Показ вулкана на столе).
Дети:(ответы детей)
Воспитатель: - Вулкан - это дыра в земле, через нее выходит огненная земная жидкость. Вот как он выглядит.
Воспитатель: - Слышите? Похоже, что это действующий вулкан. И он вот-вот начнет извергаться, давайте положим наше яйцо под вулкан, может быть оно отогреется и динозаврик сможет вылупиться? (прячет яйцо под стол)
Дети встают в полукруг у стола, воспитатель показывает эксперимент «Извержение вулкана» в сопровождении соответствующего звука. По окончании опыта включает механического динозавра, он выходит из - под стола.
Рефлексивно-оценочный Воспитатель: - Ребята, посмотрите! Наш динозаврик вылупился! Что же нам с ним делать?
Дети: (дают свои ответы)
Воспитатель: - А давайте, дадим ему имя и оставим его у себя в группе. Ребята, а давайте расскажем ему, какой долгий путь мы проделали, чтобы помочь ему? Что мы для этого сделали? А что бы вы рассказали родителям о нашей экспедиции?
Дети: (ответы детей)
Самоанализ
открытой интегрированной образовательной деятельности
с детьми 5-6 лет
Тема «В поисках динозавров»
Подготовила:
воспитатель МКДОУ
«Детский сад №7»
Попова В. А
Этапы образовательной деятельности Содержание самоанализа образовательной деятельности
Организационный момент Организацию непосредственно-образовательной деятельности начала с таких приемов, как приветствие и сюрпризный момент, которые помогли пробудить интерес детей к образовательной деятельности. Организационный прием «Приветствие «Подари улыбку» в стихотворной форме был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми. Сюрпризные моменты яйцо динозавра и лодка для путешествия, заинтересовали детей, способствовали стимулированию детей на поиск решений проблемы, активизировали самостоятельность и поддержали эмоциональный настрой.
Выбранная организация организационного момента соответствовала возрастным особенностям, программным задачам и цели деятельности, сюжету, помогла каждому ребенку включиться в работу.
Мотивационно-организационный Основой цели образовательной деятельности выступило формирование понятия о животных живших много лет назад.
Цель была сформулирована понятно для детей и ими принята. Она соответствовала возрастным и индивидуальным особенностям детей 5-6 лет.
В ходе образовательной деятельности добивалась понимания детьми целей и задач образовательной деятельности, доступно знакомила с названиями динозавров, с местами их обитания, с наукой изучающей динозавров.
На протяжении всей деятельности поддерживала творческий интерес детей, их стремление проявить себя, показать свои знания, умения, навыки. Строила общение между детьми и взрослыми так, чтобы каждый ребенок мог почувствовать уважение его мнения.
Мотивировала детей на стремление проявить свои знания и умения, участие в различных экспериментах. В ходе образовательной деятельности большое внимание уделяла развитию двигательной активности, фантазии, воображения. Образовательная деятельность была направлена на закрепление знаний детей о динозаврах. Мною были поставлены задачи дать возможность детям узнать о профессии палеонтолога и о том, как происходит извержение вулкана, пополнив словарный запас детей словами «палеонтолог» и «вулкан», укрепить здоровье детей через использование физминутки и пальчиковой гимнастики.
В ходе образовательной деятельности дети демонстрировали свои ранее полученные знания, согласно поставленным задачам, что подтверждалось их желанием расширить свои представления об окружающем нас мире. Это задание было направлено на развитие внимания у детей.
Поисково-практический Образовательная деятельность проводилась в утренние часы, в определённое время, с детьми общеразвивающей направленности детей 5-6 лет. Использовалась коллективная, фронтальная форма обучения, работа в парах, что полностью соответствовало требованиям СанПиН. Санитарно – гигиеническое состояние группы соответствовало нормам.
Уровень развития детей достаточный, взаимоотношения благоприятные, дети дружные.
При планировании учитывала интересы детей. НОД проводилась во время работы над проектом «Страна динозавров» поэтому развивающие вопросы строились на уточнении и закреплении знаний детей по данной теме.
Была проведена предварительная работа:
- Беседы с детьми на темы: «Кто такие динозавры и где они жили?», «Какие динозавры существовали и почему они вымерли?»; рассматривание и обсуждение иллюстраций с изображением динозавров и их среды обитания; самостоятельные игры детей в фигурки динозавров, рисование динозавров.
Для проведения образовательной деятельности создала комфортные условия для каждого из детей : организовала пространство с учетом удобного размещения и перемещения детей, подготовила демонстрационный материал, техническое оборудование для просмотра презентации.
При выборе темы я опиралась на основные принципы дидактики, которые лежат в основе образовательной программы ДОУ: последовательности, наглядности, учета возрастных особенностей детей, вариативности, доступности и т. д.
В основной части состоялись путешествия на остров с вулканом. Дети, отгадывая загадки, помогали друг другу выполнить задания, рассказывали о динзаврах. Анализируя деятельность детей, хочется отметить, что они проявили познавательную активность, эмоционально реагировали, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако несколько детей работали в своем темпе, выполняли задание чуть позднее не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей.
Рационально было распределено время, отведенное на все этапы образовательной деятельности. Дети успевали выполнить намеченное, и в тоже время удалось избежать перегрузки воспитанников, благодаря динамическим паузам и пальчиковой гимнастике. Образовательная деятельность проходила 25 минут. Длительность и структура выдержаны, осуществляла чередование видов деятельности.
Структура образовательной деятельности была выстроена таким образом, что все ее части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме НОД. Разнообразие видов деятельности обеспечило стабильность воспитательно-образовательному процессу. Для достижения результата я опиралась на возрастные и психологические особенности детей 5-6 лет. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи решались в единстве. Основные этапы четко переходили от одного к другому.
На протяжении всего времени проведения НОД прослеживалась интеграция образовательных областей.
Деятельность соответствовала интересам, темпераменту, уровню подготовленности детей.
Разнообразие предложенного материала позволило вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. Опираясь на знания детей, задавала проблемные вопросы.
Детям предоставляла возможность выдвигать свои предположения. У них был повышенный интерес к образовательной деятельности.
Весь учебный материал работал так, чтобы реализовать цели и задачи. Все этапы НОД были соблюдены, ни один не был лишним. Микроклимат во время образовательной деятельности был благоприятный. Детям понравилась доступная и понятная для них тема. Это было видно по тому, как они активно работали, отвечали на вопросы.
Рефлексивно-оценочный Итог непрерывной образовательной деятельности подводила совместно с детьми с помощью вопросов по усвоенному материалу. Применяла различные методы оценивания, оценка деятельности детей взрослым, самими детьми и самооценка своей деятельности. Положительное значение имел метод поощрительного словесного стимулирования (похвала, одобрение, а также результаты деятельности детей были оценены с помощью сладких подарков.
Цель и задачи, поставленные во время НОД, были достигнуты.
Образовательная деятельность способствовала повышению учебной мотивации обучения, познавательного интереса. Степень активности детей на достаточном уровне, все дети были охвачены деятельностью, интерес поддерживался на протяжении всей НОД. Речь детей была связная, но было больше хоровых ответов. Я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Нужно больше уделять внимание детей на знание последовательности дней недели, а также на ориентировку в пространстве. У некоторых детей возникли затруднения в знании цифр. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.