Мария Зыкова
Проект для детей старшего дошкольного возраста «В мире загадок»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, хочу рассказать вам, как я научила детей отгадывать загадки и придумывать их самостоятельно.
В презентации вы можете посмотреть перспективный план, диагностики и результат словотворчества детей.
Свою работу я начала с вводной беседы «Откуда пришла загадка».
С целью заинтересовать детей, мотивировать для последующей работы.
За основу, я взяла методику И. Т. Илларионовой.
Обучение проходило в рамках НОД.
Закрепление материала через игры, викторины и другие формы работы с детьми.
1 этап.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „В мире загадок“» размещена в разделах
Используются описательные загадки.
В них идет перечисление признаков предмета, или его свойств. Эти признаки сначала выделяют (анализ, а затем объединяют в одно целое (синтез).
• Детям зачитывается загадка 2-3 раза, для лучшего запоминания и понимания ее содержания.
• Выслушать ответы.
• Предложить ребенку доказать правильность отгадки.
Если дети затрудняются, предлагается помощь воспитателя.
Рассуждаем вместе, придерживаясь плана:
1. Установить, что нужно искать
2. Где нужно искать
3. Выявить оставшиеся признаки
4. Выдвинуть предположение – отгадку
5. Объединить установленные признаки
6. Сделать вывод
Приведу пример: «Этот предмет покупают в мебельном магазине и используют в спальне для отдыха»
Ход рассуждений:
1. Что продают в мебельном магазине?
2. Какие из этих предметов могут стоять в спальне?
3. Какие из них, используются для отдыха?
4. Значит, это - …
5. Теперь проверим себя. Диван продается в мебельном магазине? Может стоять в спальне? Используется для отдыха?
6. Дети подводят итог.
При этом у детей может быть несколько вариантов ответа. При условии доказательной речи.
2 этап.
Используются образные загадки.
По небу ходит
Маляр без кистей,
Краской коричневой
Красит людей.
Пример решения образной загадки: «По небу ходят тучи, облака, солнце, луна. Но только солнце может красить людей загаром. Значит, это – солнце».
3 этап.
Загадки, основанные на отрицательном сравнении.
Для этого типа загадок нужен другой способ доказательства.
Например:
Круглое, да не мяч,
Желтое, да не масло.
Сладкое, да не сахар,
С хвостиком, да не мышь.
Рассуждения: «Это что-то имеет вкус. Значит оно съедобное. Круглыми бывают апельсины, яблоки, помидоры, апельсины и мандарины. Желтыми из них могут быть помидоры и яблоки. У них есть хвостик. Но помидор кисло-сладкий. Значит, это – яблоко».
Метод исключения используется и в лаконичных загадках, имеющих один существенный признак.
«В воде купался, а сух остался».
Рассуждения: «Кто купается в воде? Человек, звери и птицы. А кто из них выходит сухим? Птица - Гусь и утка».
Решение такой загадки требует длительного наблюдения или эрудиции.
После того, как дети научились отгадывать загадки, мы создали игру «Юный натуралист», сочинили загадки.