Светлана Новолодская
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у улитки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение представлений о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать у детей представления о гигантских улитках Ахатин, их внешнем виде, образе жизни, повадках, питании.
• Показать, что жизнь этих животных связана с человеком: он создает им условия (кормит, ухаживает). Без создания необходимых условий (питания, соответствующей температуры, влажности) они могут погибнуть.
Публикация «Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста „В гостях у улитки“» размещена в разделах
• Учить детей наблюдать за животными, пользоваться словами, обозначающими признаки и действия животного («стебельки» на голове, «домик» на спине и т. д.)
• Ввести в словарь детей новые слова : ракушка-раковина, стебельки, брюшко-нога.
Развивающие:
• Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление.
• Развивать дальнейший интерес к животным.
Воспитательные:
• Воспитать бережное, заботливое отношение и любовь к животным, чувства сопереживания ко всему живому.
Оздоровительные:
• Обеспечение двигательной активности детей.
Предварительная работа: Беседы и наблюдения: улитки Ахатины, кто они? – первая встреча и знакомство с улиткой, рассматривание улитки : определение размеров улиток, знакомство с образом жизни, с ее повадками; разучивание пальчиковой гимнастики, отгадывание загадок про улитку, разучивание стихов про улитку, потешка «Улитка-улитка, покажи-ка рожки…» и чтение сказки «Улитка-путешественница».
Индивидуальная работа: оказывать помощь детям при купании улиток, активизировать работу заинтересованных детей.
Материалы: аквариум-10 л., улитки-ахатины-2 большие и 2 маленькие, огурцы (резаные, тарелки -1 шт., контейнер с водой, прозрачное стекло 15х30, кусок ткани (для накрывания ахатин, ободки с «рожками» (8-10 шт., 2 коробочки: в одной – кора деревьев, в другой – мокрая скользкая губка, салфетки влажные и сухие по количеству присутствующих, корзина под мусор, корзина под салфетки, солнышко на окне, капли дождя на шторах.
Ход занятия:
Действие происходит в группе. Под музыку В. Шаинского «От улыбки хмурый день светлей…» дети входят в группу, здороваются с взрослыми.
Воспитатель:
«Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами.
Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что у нас еще гости. Кто же это может быть?
Дети: варианты ответов: Незнайка, Мойдодыр и т. д.
Воспитатель: А давайте попробуем отгадать загадку:
Загадка: Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет.
Дети: Улитка
Воспитатель: Только где же она, наша Улитка? Ребята, вы ее видите?
Дети: пытаются найти улитку по всей группе, находят ее прикрытой тканью на столе.
Воспитатель: Нашли! Молодцы! Давайте посмотрим на них (открываю аквариум). Ой, ребята, а тут их много. Давайте их рассмотрим. Давайте их сосчитаем.
Дети: одна, две, три, четыре
Воспитатель: Сколько улиток к нам пришло в гости?
Дети: четыре
Воспитатель: А какие они по размерам?
Дети: большие и маленькие
Воспитатель: Сколько больших и сколько маленьких?
Дети: Две большие и две маленькие
Воспитатель: А раз есть две большие улитки и маленькие и они живут вместе, то что про них можно сказать?
Дети: Что это семья улиток
Воспитатель: Конечно, это семья улиток. А давайте дадим им имена
Дети: Давайте, предлагают варианты имен
Затем воспитатель предлагает детям по - лучше разглядеть улитку, достает одну из аквариума и сажает на кусочек стекла. Если в помещении достаточно тепло, улитка раскроется. Чтобы стимулировать ее активное поведение, можно натереть стекло кусочком огурца.
Дети наблюдают за улиткой, а воспитатель рассказывает о животном.
Воспитатель: Встречали ли вы улиток где-нибудь еще?
Дети: Да, в воде, в аквариуме с рыбками
Воспитатель: А что у них общего?
Дети: Внешне похожи: есть домик, питаются растениями
Воспитатель: Может ли улитка «вытащить свои рожки» по нашей просьбе?
Дети: Нет
Воспитатель: А давайте проверим. Попросим ее вытащить «рожки», вспомним нашу потешку.
Дети: Улитка-улитка, покажи- ка рожки
Дам тебе за это зернышки да крошки.
Улитка-улитка, покажи свои рога
Дам тебе пирога.
Пышки, ватрушки, сдобные лепешки.
Воспитатель: Ну что вытащила «рожки»?
Дети: Нет
Воспитатель: Да, улитка, к сожалению, не может высунуть рога из своего домика, по нашей просьбе, чтобы мы ей не обещали за это. Не может потому, что у нее нет никаких рогов. То, что обычно называют улиткиными рожками, на самом деле вовсе не рожки, а глаза на стебельках - очень удобные. Как ведут себя дети, чтобы посмотреть по сторонам?
Дети: Поворачивают голову
Воспитатель: Голова поворачивается с помощью шеи. А у улитки шеи нет. Зато у нее есть стебельки, которыми она может вращать и смотреть во все стороны.
Воспитатель: Ребята, а как передвигается улитка?
Дети: на животе ползает
Воспитатель: Ее "брюшко" одновременно является ногой. Сколько ног у детей? У кошки? У собаки?
Дети: Две, четыре
Воспитатель: А вот у улитки только одна нога. Но с помощью нее улитка довольно ловко перемещается. Посмотрите внимательно.
Воспитатель поднимает стекло с улиткой вверх так, чтобы дети могли понаблюдать за движениями животного снизу. В этом положении хорошо наблюдать сокращения мусклистой ноги моллюска и принцип его передвижения.
Воспитатель: Ребята, а давайте, и мы попробуем так поползать.
Дети на ковре имитируют ползанье улитки.
Воспитатель: Трудно было ползать, как улитка?
Дети: Да
Воспитатель: Наблюдаем дальше?
Поднимаю стекло и продолжаем наблюдать
Воспитатель: Во время передвижения улитка выделяет жидкость : мокрые дорожки видны на поверхности стекла. Жидкость - это как смазка. Чтобы мотор в машине работал хорошо, шофер обязательно наливает в бачок масло. Маслом смазывают педали велосипеда, чтобы они хорошо крутились.
Воспитатель: Ребята, а для чего нужна смазка улитке?
Дети: Чтобы легко было улитке передвигаться
Воспитатель: Правильно, ребята, - смазка нужна улитке для того, чтобы предохранить себя от высыхания, а свою единственную ногу - от повреждений.
Воспитатель: А сейчас проверим это на себе. У меня есть две коробочки: в одной находятся кусочки коры, а в другой – пока секрет. Раздаю им кусочки и предлагаю провести по ним ладошкой.
Воспитатель: Что вы ощущаете? Легко ли ладони скользить по шершавой поверхности?
Дети: Трудно.
Воспитатель: Можно и кожу ободрать. А у улитки кожа нежная.
Воспитатель: А теперь попробуйте руку протолкнуть в это отверстие в коробке. Что вы чувствуете?
Дети: Там что-то мягкое, рука стала мокрой и склизкой
Воспитатель: А теперь опять возьмите в руку кору дерева и опять проведите ею по ладошке, что вы теперь ощущаете?
Дети: Гладко скользит по поверхности.
Вытираем руки салфетками и убираем их в ведро под столом.
Воспитатель: Так вот, ребята, благодаря защитному слою жидкости улитка защищена от раздражающего действия мелких песчинок, шершавой коры дерева и всего того, что попадается ей на пути.
Улитка начинает собирать с поверхности кусочки огурца. В этом случае дети могут обнаружить ее ротик и понаблюдать за тем, как она ест.
Воспитатель: Улитка питается растительной пищей. Любимое ее лакомство - нежные листья салата, огурцы. А на улице она может объедать листья деревьев и кустарников.
Воспитатель: А сейчас предлагаю всем превратиться в улиток и потанцевать (раздаю детям ободки - рожки)
Танец «Улитки»
Воспитатель: Отдохнули?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, посмотрите на раковину улитки. Раковина является домиком для улитки и защищает ее от непрошеных гостей.
Но, в отличие от человека, улитка не может сегодня жить в одном домике, а завтра переехать в другой. Раковина - неотъемлемая часть ее тела. Крошечная новорожденная улитка рождается сразу с раковиной и не меняет ее в течение всей жизни. Раковина растет вместе с улиткой, улитка - вместе с раковиной.
Воспитатель: А вы хотите потрогать домик улитки?
Дети: Да
Воспитатель: Она мягкая или твердая? Теплая или холодная? Гладкая или шершавая?
Дети: Твердая, холодная, гладкая
Затем воспитатель достает из аквариума нескольких улиток и предлагает желающим осторожно взять их в руки.
Воспитатель: Как улитки себя при этом ведут?
Дети: Прячутся в раковину.
Воспитатель: Почему?
Дети: Они боятся нас.
Воспитатель: Но мы ни сделаем улиткам ничего плохого : мы просто их искупаем, чтобы очистить от лишней слизи.
Можно сначала промыть улиток под водной струей из лейки, а потом опустить на несколько минут в ванночку с теплой водой. Здесь улитки "расправятся", покажут, что купаться им нравится. После этого выкупанных улиток помещают обратно в аквариум, а детям предлагается взять салфетку и обтереть руки.
Воспитатель: Ребята, а что же не любит наша улитка?
Дети: солнце
Воспитатель: А в этом мы с вами убедимся в дальнейших наших наблюдениях. Улитки останутся еще с нами в группе и мы понаблюдаем за ними. А теперь сделаем вывод: вот наша улитка (прикрепляю картинку улитки на мольберт). Что она любит?
Дети: Водичку, салат и огурцы
Воспитатель прикрепляет символы: капля и лист салата
Воспитатель: А что она не любит?
Дети: Солнышко
Воспитатель прикрепляет символ зачеркнутого солнца
Воспитатель: А давайте прочтем стихи об улитке? Ксюша Б., Олеся Б., Варя Л., и Даша Ш. прочтите, пожалуйста, нам стихи.
Воспитатель: А сейчас скажем гостям «До свидания» и пойдем, вымоем руки с мылом.
Анализ: Программное содержание соответствует возрасту и уровню развития детей данной группы.
Для проведения НООД созданы условия: гигиенические, педагогические, эстетические.
Все образовательные области реализовались оптимально по времени и нагрузке, взаимосвязаны по смыслу.
Оборудование, дидактический и наглядный материал соответствует цели НООД и педагогическим требованиям; рационально используется в ходе работы.
В соответствии с материалом были отобраны методы и приемы взаимодействия с детьми: игровые приемы, приемы привлечения внимания детей, приемы активизации мышления, речи, а также художественное слово. Умело организована и самостоятельная практическая деятельность детей, индивидуальная работа с ними.
Удачно использованный организационный момент в начале работы способствовал фиксированию внимания детей на теме работы. Весь сюжет НОД построен в сюжетно-игровой форме, в процессе которой дети приобретали представления о жизни моллюсков, формировались следующие социально-нормативные характеристики: эмоциональная отзывчивость, любознательность, умение слушать, действовать по инструкции.
Речь педагога грамотная, богата эпитетами, интонационно выразительная, формулировки конкретны. Также в течение работы воспитатель контролировала грамотность речи детей. Педагог с большим вниманием выслушивал рассказы детей из личного опыта (деликатно регулировал их изобилие и контролировал направление беседы).
В процессе работы педагог активизировала мыслительную деятельность детей, подводила их к обобщению, учила делать выводы. Удачно сформулированные вопросы побуждали детей раскрывать причинно – следственные связи в ответах.
Педагог активно использует двигательную активность детей, в виде танца, подражание действиям улиток в природе.
Выводы: непосредственно образовательная деятельность проведена методически грамотно, программное содержание выполнено, что свидетельствует о высоком профессионализме воспитателя – знание программы, целей и задач для детей своей возрастной группы. Форма НОД соответствует «занимательному делу».
Рекомендации: Вносить в работу больше эмоциональности, юмора. Добиваться от детей полных ответов на вопросы. На протяжении всей работы учитывать принцип партнерской позиции.