Наталья Справцева
Конспект занятия «В гостях у тётушки Серафимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В гостях у тетушки Серафимы»
Цель:
- Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.
Задачи:
• Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, чугунок, ухват, самовар, ложки);
• Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
• Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
• Оборудование: экспозиция русской избы, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у тётушки Серафимы“» размещена в разделах
Предварительная работа: беседы о русском быте, о русской национальной культуре, традициях русского народа. Рассматривание предметов русского быта, макета русской избы. Заучивание русских народных песен, поговорок, потешек и т. д.
Знакомство с русскими народными праздниками, народными играми.
Ход занятия:
Воспитатель (одета в русский народный костюм - хозяйки избы, звучит музыка Константина Шаханова Волга-реченька, встречает детей.
Хозяйка: Здоровается поклоном по русскому обычаю. Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие.
Давайте я Вас тоже научу здороваться (руку надо прижать к сердцу и поклониться)
Ребята, а давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю и с нашими гостями.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
- Здравствуйте.
Хозяйка: Ребята, а вы любите ходить в гости? Я вас приглашаю к себе домой в русскую избу.
Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь на лавочки, поближе к печи. Гость на порог — хозяину радость. Я тетушка Серафима.
Горница у меня небольшая, да красивая какая!
Сядем рядком, да поговорим ладком.
Посмотрите ребята какая красивая у меня одежда: сарафан, платок. А вы хотите быть такими же красивыми? (ответы детей) Хорошо! А как вы думаете, где хранятся у меня вещи, ведь шкафов у меня нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:
Прячет бабушка там вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут… (сундук)
Правильно, ребятки, это сундук! Давайте мы с вами вместе произнесем это слово! Готовы? «Сун-дук». А теперь посмотрим, что в нем лежит ( хозяйка открывает сундук и достает оттуда: девочкам – платочки, мальчикам – кепки)
Какие вы теперь нарядные. Садитесь ребятки на лавочки.
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Хозяйка: - В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Хозяйка: Ребята, назовите пословицы и поговорки о печке.
Дети:
- Когда в печи жарко - тогда и варко.
- Без печи хата не хата.
- Печка - наше солнышко.
- Печь нам мать родная.
Хозяйка: Ребята, а кто расскажет стихи о русской печке.
Ребенок. Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Ребенок. В доме каждому нужна,
Печки добрая спина.
С русской печкой нам не грустно,
А тепло всегда и вкусно.
Хозяйка: А вот вам еще загадка!
Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
Хозяйка: Молодцы!
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (Горшок) (чугунок)
Это горшок, он сделан из глины. Он незаменим был в хозяйстве. Но глиняные горшки были хрупкие, непрочные, а потом появились металлические. Это чугунок. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. (Показ чугунка)
Очень любили люди в старину кашу даже придумали поговорки. Ребята, а кто мне скажет поговорки о каше?
- Щи да каша – пища наша.
- Хороша кашка, да мала чашка.
- Каша – матушка наша.
- Без каши и обед не обед.
- Кашу маслом не испортишь.
Хозяйка: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке? (Показ ухвата) (дети пробуют ухватом поставить чугунок в печь)
Хозяйка: Все готовится в печи,
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка.
И баранья ножка!
Ребята, а давайте и мы что-нибудь испечем в нашей печи.
Да вот печь надо разжечь.
Ребята, как вы думаете, чем можно топить печку? (ответы детей «дровами»)
Правильно! Печку будем топить дровами. А вы мне поможете?
Дети: Да!
Хозяйка: Тогда берите по одному бревнышку и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь. Чтобы печь не погасла, давайте скажем заветные слова: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (два раза) (звучит звук костра)
А пока печь разгорается, давайте поиграем в игру «Сахаринка»
Правила: выбирается ведущий-сахаринка, он сидит в круге. Дети идут по кругу проговаривая слова и действуя по тексту. На слова: сахар сьела, песню спела "сахаринка"танцует, на слова"обнимать дружка хотела"обнимает любого ребенка.
Ход игры: Дети стоят в кругу, сахаринка сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами
-Сахаринка на полу да на полу
-Я возьму и подниму
-сахар съела, песню спела
-обнимать дружка хотела.
Хозяйка: Ну что ж, печь мы затопили
Да тесто еще не замесили,
С тестом разберемся
Да за бараночки возьмемся.
А что для теста нам понадобиться?
Дети: мука, вода, соль, яйца
Воспитатель показывает перечисляемые продукты детям, доставая из большой чаши, которая стоит на столе прикрытая рушником.
Все продукты мы приготовили. Ребята нам нужно одеть фартуки и замесить тесто. Приготовили ребятки свои пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика «Месим тесто».
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)
И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)
Хозяйка: Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось! (дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто скатанное в шарик)
Тесто наше отдохнуло,
К ручкам нашим все прильнуло,
И сейчас нам нужно,
Вылепить баранки дружно.
Практическая часть.
Хозяйка: Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом- выпекать баранки.
— Какое она на ощупь тесто? (мягкое, податливое, меняет форму)
Давайте вспомним, как мы будим лепить баранки:
-нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко (дети под музыку лепят баранки и выкладывают на протвень)
Гости дорогие баранки мы слепили теперь их нужно поставить в печь, чтобы они испеклись.
(воспитатель готовые ставит в печь).
Хозяйка: Ребята, посмотрите, что у меня стоит на столе. Отгадайте загадку:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит, он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов,
Кран на брюхе открывает,
кипяточек наливает (самовар)
За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. А давайте посмотрим какие бывают самовары (Показ презентации «Самовары»)
Хозяйка: - А теперь давайте посмотрим, готовы ли наши баранки?
(достает из печи настоящие баранки) читает потешку:
«Ай, качи-качи – качи!
Глянь баранки- калачи!
С пылу, с жару, из печи.
Все румяны, горячи. (Воспитатель достает из печи настоящие баранки)
Хозяйка: Молодцы! Красивые баранки у вас получились
Хозяйка:
Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!
Понравилось вам у меня в гостях?
Итог:
Где люди хранили свою одежду? (В сундуке.)
Что в избе дает тепло? (Печка.)
В чем кипятили воду? (Самовар.)
Вы ребятки, молодцы! Приходите ко мне еще в гости! А бараночки я вам с собой собрала в группе с чаем попьете! До свидания!