Светлана Белкина
Проект «В гостях у сказки». Кукольный театр «Петрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у сказки»
Кукольный театр "Петрушка"
Сроки проведения: апрель 2013г. -май 2013г.
Цели.
• Нравственно-эмоциональное развитие личности дошкольника художественно-образными средствами сказки.
Задачи.
• Способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка (образного мышления, фантазии, креативности) как основы для успешной самореализации личности.
• Помочь получить эстетическое наслаждение.
• Помочь ребенку разобраться в базовых понятиях добра и зла.
Деятельность для подготовки
Публикация «Проект „В гостях у сказки“, Кукольный театр „Петрушка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
• Подготовка оформления стола сказки.
• Изготовление театральных кукол.
• Изготовление декораций.
Технологии
-воздействие цветом
-воспитание сказкой
-личностно-ориентированное
-эстетической направленности
Что такое сказкотерапия?
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия, как самостоятельное направление практической психологии.
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знание о мире, о философии жизни, испокон веков передавались из уст в уста, и
переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином сказкотерапия понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.
Сказка может дать ключи для того, чтобы в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.
Сказкотерапия – один из самых детских и древних методов воздействия на личность ребенка. Еще наши предки, занимаясь воспитанием, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясен смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, учили жизни.
Актуальность.
В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию одной сферы – интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинаю обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он часто не готов, ни физически, ни морально, тогда как для полноценного психического развития дошкольника важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка – одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители. Никакие даже сверхнужные знания не должны опережать нравственного развития ребенка, а в современных условиях нравственный аспект развития личности ребенка затруднен из-за большого потока разнообразной по содержанию и качеству информации, обрушивающейся на ребенка, у которого еще не сформированы базовые нравственные понятия. Детская сказка – одно из самых доступных средств для развития эмоций; приобщаясь к сказке, ребенок приобретает умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это – основа для любой творческой деятельности, через сказку легче всего объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности,
сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие, что помогает ребенку разграничить понятия «Добра и Зла». Вы спросите: «Почему именно сказка? Разве не логичнее показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории из жизни?». Удивительно, но сказка является таким, же необходимым этапом психического развития ребенка, как скажем игра. А запретить ребенку играть не сможет ни один любящий родитель.
Работа со сказкой подразумевает групповую, совместную с воспитателем деятельность. Воспитатель организовывает пространство так, чтобы создать спокойную, комфортную атмосферу.
Кукольный спектакль «Помощник Петрушка» показывается на выпускном празднике. Главными героями были сами выпускники. В течение месяца, мы с детьми читали сказку, показывали ее. Каждый из выпускников попробовал себя в разной роли, что дало ему прожить, прочувствовать, пропустить через себя данные ситуации, случившиеся с героями сказки. В результате ребенок, будущий школьник, выбрал ту роль, отражаемую склонности его поведения и характера; которая ему больше понравилась. Ведь понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяет ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять из смысл и важность каждого из них.
Данная сказка является психокоррекционной. Психокоррекционные сказки – это те же самые сказки, только ориентированные на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
Алгоритм придумывания сказки.
• Подобрать героя близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
• Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
• Поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка.
• Приписать герою все переживания ребенка.
• Описать поиск выходы из создавшегося положения. Или же усугубить ситуацию, привести ее к логическому концу, что также подтолкнет героя к изменениям.
• Герой может встречать существ оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации. Наша задача через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.
• Осознание героем своей неправоты и становление на путь изменения.
Заключение
При использовании данного метода гармонизируется нравственно-эмоциональное развитие личности дошкольника художественно-образными средствами сказки; дети познают красоту родного языка, закладываются основы доброго отношения к окружающим, происходит четкое осознание понятий добра и зла, дети знакомятся с предшествующим опытом человечества, с другими культурами с помощь сказки. Раскрывается творческий потенциал личности ребенка, развивается образное мышление, фантазия, креативность. У детей появляются такие характеристики личности, как самоконтроль, самосознание, развивается умение выстраивать межличностные отношения. Этот метод также позволяет скорректировать поведение ребенка, и как следствие уменьшается количество случаев неэффективного решения детьми проблемных ситуаций.
Список литературы
• Элизабет М. Гринелиус. «Вальдорфский детский сад» / Пер. с нем. М. В. Тольской. – М. : Мир книги, 1992г.
• «Мама, расскажи сказку!» – СПб: Издательский дом «Нева»; М. : Омиа-Пресс, 2002г.
• Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. «Теория и практика сказкотерапии». – СПб. : Смарт, 1996г.
• Дыкман Л. «Гармоничный ребенок. Как этого достичь?» - СПб. : Петро-Риф, 1998г.
• Адрианов М. А. «Философия для детей в сказках и рассказах» - Минск: Современное слово, 2006г.
• Пропп В. Я. «Исторические корни волшебной сказки» - ЛГУ, 1986г.