Анастасия Бондаренко
Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста «В гостях у Дуняши»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД. Приобщение к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста.
«В гостях у Дуняши!»
Совместная работа с детьми младшей группы.
Цель: знакомить детей с культурой, традициями и бытом русского народа; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора (загадки, потешки) .
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по приобщению к истокам русской народной культуры детей дошкольного возраста „В гостях у Дуняши“» размещена в разделах
-активизировать в речи детей названия предметов быта русской избы; закрепить названия домашних животных; продолжать учить отгадывать загадки; побуждать к звукоподражанию;
-развивать внимание, воображение, наблюдательность; поощрять активность, любознательность, творчество, самостоятельность;
-воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Оборудование и материалы: «Русская изба»- в музыкальном зале детского сада, с макетом русской печи, предметами обихода и утварью, помогающими воссоздать интерьер старинной русской избы (стол, лавки, посуда, сундук с одеждой, люлька с младенцем, коромысло с ведрами, прялка и т. п.) ; игрушки – кот, коза, бычок.
Предварительная работа: регулярное посещение «русской избы»; беседы; рассказывание русских народных сказок, драматизация и инсценировка по мотивам сказок; отгадывание загадок, заучивание потешек, песенок, закличек; кукольный театр; разучивание физминуток и подвижных игр.
Ход :
(Воспитатель (в русском костюме) с детьми (в русских костюмах) выходит к гостям)
В: Здравствуйте гости дорогие. Русская душа гостю рада. Гость в дом – хозяину отрада!
Ребята, Посмотрите какие вы нарядные! Мы с вами одеты в русские народные костюмы. Кто знает, как они называются? Правильно сарафан на девочках, рубашки на мальчиках. Нас сегодня в гости позвала кукла Дуняша. Она живет очень далеко. Добраться туда нелегко. Живет кукла Дуняша в прошлом. На поезде туда не добраться, на самолете не долететь. Как же нам к Дуняше попасть? (ответы детей)
Я думаю, поможет нам в этом волшебный клубочек из русских народных сказок. Беритесь за ниточку и повторяйте за мной.
Ты, клубок, кати, кати, нас к Дуняше приведи!
В: Здравствуй хозяюшка.
Кукла Дуняша (за нее говорит воспитатель) : Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать ко мне в избу.
В: Ребята, посмотрите, как необычно у нее в избе, и сколько разных предметов интересных. А вы знаете, как они называются?
(Воспитатель предлагает детям оглядеться по сторонам и назвать знакомые предметы обихода, вещи.) Дети называют печку, стол, самовар, лавки, сундук, прялку, коромысло с ведрами и т. п. Воспитатель уточняет назначение этих предметов. Затем предлагает детям присесть отдохнуть на лавки вдоль стола.
Дуняша : Ох ребята, ведь не просто так я вас в гости позвала. Беда у меня. А помочь мне некому. Спрятались мои домашние животные, найти не могу. Поможете мне их найти?
Дети : Поможем
Д: Тогда я буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать.
Четыре копытца,
Пестры все бока,
Похож на корову,
Но нет молока! (Бык)
В: Правильно, молодцы! (слышат мычание бычка)
(Воспитатель просит одного из детей поискать бычка за печкой.)
Ребята, давайте про бычка потешку расскажем.
На дворе стоит бычок
И жуёт свой язычок.
Плачет бедный: «Му-му-му!»
Надо сена дать ему.
А не то свой язычок.
Глупый скушает бычок.
Молодцы! Бычку очень нравится потешка.
Д: Слушайте следующую загадку.
Даёт молоко нам, хотя не корова,
Шерстью своею делиться готова.
Она непоседа и егоза…
Как называем её мы?.
Правильно! Коза! (слышат меканье козы)
(Воспитатель просит одного из детей поискать козу под столом.)
А ребята и про козу знают потешку! (воспитатель вместе с детьми обыгрывает потешку)
-Идет коза рогатая за малыми ребятами,
Глазками - хлоп, хлоп; ножками- топ, топ.
Кто каши не ест, кто молока не пьет –
Забодает, забодает, забодает!
Д: Какие ребята молодцы!
Вот послушайте последнюю загадку.
Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молочко из миски пьет,
Ну конечно это – (кот.) (дети отгадывают - кот, котик) Слышат мяуканье.
(Воспитатель просит одного из детей поискать кота под лавочкой.)
Ребята про котика тоже знают потешку
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдет, Через киску упадет!
Дуняша : Какие все молодцы! Спасибо вам, что нашли всех моих животных. Но что-то засиделись мои гости дорогие! А ну-ка, выходите да в кружок становитесь! Котик мой очень любит играть.
Дети ("мыши") водят хоровод, (воспитатель держит кота) приговаривая:
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот. Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот -
Разобьет наш хоровод!»
(После этих слов дети бегут на лавочку. Игра повторяется 2 раза. Котом можно выбрать ребенка.)
В: Как славно поиграли. Какой котик игривый! Давайте на прощание игрушку для кота сделаем. Подходите к столу.
(На столе накрытая корзинка с лентами из фетра) Сделать игрушку легко: понадобится подходящая палочка или прутик, ленточки. Каждый ребенок повязывает ленточку на колечко. Отдают Дуняше, что бы она играла с котом.
В: Нам пора возвращаться в детский сад! До свидания Дуняша!
Д: До свидания! Спасибо вам за помощь! Приезжайте ко мне ещё!
В: Обратно в детский сад попасть нам опять поможет волшебный клубок. Беритесь за ниточку!
Ты, клубок, кати, кати, в детский сад нас приведи!
Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше путешествие в прошлое? Расскажите, к кому мы ездили в гости? (Ответы детей) Спасибо вам, ребята, вы у меня такие добрые, заботливые, вон как быстро Дуняше помогли, всех животных отыскали. А кто прятался от Дуняши? Какие это животные – дикие или домашние. Ну что же, вот нашему путешествию конец, каждый из вас молодец! Давайте попрощаемся с гостями и пойдем в группу, нас с вами ждет много интересных дел. До свидания!