Камильянова Ирина
«В гости к деревьям в осенний парк»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «В гости к деревьям в осенний парк!».
Программное содержание:
Сформировать у детей представления о состояний деревьев осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев.
Познакомить детей со сказкой «Как готовятся деревья к зиме».
Закрепить знания детей о лиственных и хвойных деревьях парка.
Уточнить представление детей об условиях жизни деревьев осенью.
Публикация «„В гости к деревьям в осенний парк“» размещена в разделах
Учить устанавливать связи между состоянием деревьев и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений.
Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.
Воспитывать любовь к окружающей природе.
Предварительная работа:
1. Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
2. Чтение стихотворений, пословиц, поговорок, примет об осени.
3. Слушание аудио записи - звуки осенней природы.
4. Знакомство с деревьями родного края, с их особенностями в осенний период.
Ход экскурсий
I. Вводная часть
Беседа в группе.
Мы сегодня с вами отправимся в гости в парк, увидим много интересного.
А к кому, вы отгадайте:
Нам в дождь и зной поможет друг,
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек». (Дерево)
А перед тем как отправиться, вспомним правила поведения в общении с природой.
(Не шуметь, ходить осторожно, чтобы ничего не сломать и никого раздавить; не ломать ветки деревьев, не оставлять мусора; замечать красоту).
II. Основная часть
Вот мы и пришли.
-Посмотрите как красиво вокруг, дышите глубже, вдыхая осенний аромат.
-Давайте придумаем и скажем жильцам парка ласковые и добрые слова и поздороваемся с ними.
1. Рассказ воспитателя
Осенний парк встречает нас теплом, золотистыми красками и добром. Всех одарила осень своим богатством!
-Никакое другое время года не является столь щедрым на угощение, яркость красок. Послушайте стихотворение о чудесном времени года – осени.
Чтение стихотворения Г. Галиной «Дары осени».
Золотятся между сосен,
Клёны жёлтые стоят…
Что за чудный им наряд
Подарила осень!
Как украсила рябины,
Бросив щедрою рукой
Меж узорчатой листвой
Яркие рубины.
И качаются берёзы
В разноцветных кружевах…
Лишь у ёлки на ветвях
Блещут только слёзы…
Полно, ёлочка! Напрасно
Не кручинься над собой:
Будешь в зелени зимой
Ты одна прекрасна!
2. Наблюдение.
- Ребята, как красиво вокруг!
Игра «Осенние слова».
Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.
(Золотая, красивая, дождливая, теплая, таинственная, ласковая, интересная).
- Какая сегодня погода?
- Какое небо?
- Какое солнце?
-Назовите краски осени.
-Посмотрите, какие красивые деревья!
2. Загадывание загадок о лиственных деревьях парка, беседа.
-А сейчас я загадаю загадки, а вы покажите и назовите отгадки:
1)Стоит Алё нка: платок зелёный,
Тонкий стан, и белый сарафан.
(Береза).
-Какие разновидности берёзы вы знаете?
(кудрявая и плакучая)
-Какая берёза растёт у нас в парке?
(кудрявая)
- Почему её так называют?
2)Следующая загадка о подружке берё зы:
Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина).
-Что означает поговорка: «Дрожит, как осиновый лист»? - Как вы думаете, чем отличается береза от осины?
(У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый).
- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?
(Белоствольная береза).
- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке чёрные чёрточки?
- Оказывается, береза через них дышит, и называются они чечевички.
- Чем еще отличаются эти деревья?
- Обратите внимание на листья. Какие они?
(Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками).
- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.
(У березы ветви тонкие, нежные, гибкие. У осины ветви крепкие, прочные.)
3) Слушаем следующую загадку:
Стоит в парке деревце,
Под ветром легко гнется,
Кисти ягод горят,
Кто догадается,
Как деревце называется?
(Рябина.)
Покажите рябину. Поздороваемся с ней. Как вы её узнали?
-Почему мы так быстро узнаем рябину среди других деревьев?
-Это дерево или кустарник?
-Чем это дерево отличается от других?
- Расскажите, какие у нее ягоды?
- Сколько их? Какого цвета, формы, величины? На вкус? - Какие птицы очень любят полакомиться ягодами рябины?
3. -А сейчас поиграем в игру: «Узнай дерево по части» (коре, ягодам, семенам, веткам).
-Что нового вы заметили в убранстве деревьев?
- Как изменилась окраска деревьев по сравнению с летом?
-Что происходит с листьями?
(Они опадают).
-Как называется такое явление?
(Листопад)
-Ребята, почему деревьям необходимо сбрасывать листву?
Оказывается, если снег ляжет на листву и налипнет, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Вот поэтому деревья и избавляются от листвы.
Кроме того, дерево предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву и с листопадом окончательно избавляется от них.
Теряя листья, лиственные деревья защищаются от зимней засухи.
-Как одним словом назвать эти деревья?
(Лиственные).
-Покружитесь, как кружатся осенние листья.
4. Физминутка.
«Листочки»
Осенние листочки закружились,
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели,
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Все листочки в воздух он поднял.
Весело они летели,
И на землю сели.
-А кто знает, как деревья готовятся к зиме?
5. Послушайте сказку «КАК ДЕРЕВЬЯ К ЗИМЕ ГОТОВЯТСЯ»
(Чтение сказки автора А. Лопатиной)
.
- В какой цвет окрашиваются листья деревьев? - Влияет ли погода на цвет осенней листвы?
(Если осень дождливая, окраска листьев от избытка влаги будет тусклой. Если
осень с ясными днями, то и краски будут солнечными и яркими.)
6. Наблюдение за елью и сосной. Беседа. Воспитатель обращает внимание детей на сосну и ель. - Почему эти деревья стоят зеленые? (Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву). - Что вы можете рассказать о ёлочке? Какая у ёлочки кора и ветви? (Кора у ёлочки темная, шершавая. Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные). - Какой ствол у сосны? Почему у неё ветви только на макушке? (Светлый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей). - Давайте рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки. - Чем они похожи? (Ветка сосны зелёная и ветка ели зелёная. У сосны иголки и у ели иголки).
Послушайте стихотворение:
«Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это елочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна».
- Так чем же отличается сосновая ветка от ветки сосны? (Иголочками).
- По-другому их называют хвоинки.
- Какие хвоинки у сосны и ёлочки? (У сосны - длинные, мягкие, светлые, и растут хвоинки парочками, а у ёлочки - короткие, колючие, темные, и растут хвоинки по одной). -Посмотрите, у меня две разные шишки - определите, где сосновая шишка, а где еловая. - Какие шишки у ели? (Длинные, с мягкими чешуйками).
-А какие сосновые шишки? (Круглые с твердыми чешуйками). - Как одним словом назвать эти деревья? (Хвойные). 7. Давайте поиграем в игру «Найди своё дерево». Разделимся на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание на то, у какого дерева вы стоите, назовите его. По моему сигналу все разбегаются в разные стороны, а когда произнесу: «Найди свое дерево!», вы должны собраться группами к деревьям, у которых стояли перед началом игры.
Ребята, что нужно помнить о культуре общения с природой?
(Не ломать, не повреждать кору деревьев, не кричать, уважать труд взрослых).
- Назовите труд взрослых в парке (Очищают и вскапывают газоны, подвязывают раскидистые кустарники, убирают опавшие листья, обрезают тонкие сучья, собирают мусор).
Люди гости парка, они не должны мешать жильцам парка, разрушать и загрязнять их дом.
Чистый парк – приятное место для отдыха и прогулок людей. Послушайте стихотворение «Зелёный город».
Мы посадим берёзы и клёны,
Будет город нарядный, зелёный,
Тополя мы посадим рядами
Станут площади наши садами.
П. Воронько
III.Заключительная часть - А чтобы запомнилась наша экскурсия, сейчас мы с вами соберём разные листья и шишки, интересные веточки, а когда вернёмся в детский сад, изготовим из них поделки.
-Нам пора прощаться с осенним парком и возвращаться в детский сад.
-На прощание - скажем ему добрые слова и в хорошем настроении обратно вернёмся в детский сад.
-Обратите внимание на то, что уходя из леса, мы не оставляем мусора.
(После возвращения с экскурсии, в группе.)
7. Беседа.
-Что вам показалось интересным в парке?
-Расскажите, какая осень в парке.
- Сейчас мы с вами из собранного в парке природного материала, изготовим поделки.
- А дома нарисуйте то, что особенно запомнилось в парке.