Олеся Лисий
Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «В гости к деду Природоведу»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию «В гости деду Природоведу»
в средней группе воспитателя МБДОУ № 30 п. Вимовец
Лисий Олеси Николаевны.
Задачи:
Цель: развивать познавательную инициативу детей, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи между ними.
· Расширять представления детей об осенних явлениях природы.
· Продолжать учить наблюдать за объектами природы в осенний период.
Публикация «Сценарий организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „В гости к деду Природоведу“» размещена в разделах
· Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
· Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
· Развивать познавательный интерес - оценка окружающих условий.
· Воспитать эстетические переживания – умение замечать красоту природы, радоваться ей.
Оборудование: объекты экологической тропы (метеоплощадка, клумба).
Дед Природовед в осенней одежде (игрушка, оборудование для опытов (ветряной рукав, лейка).
Ход занятия.
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости к деду Природоведу. Все выходят на улицу на метеоплощадку. Там их встречает дед Природовед.
Дед Природовед: Здравствуйте дети, узнали меня? Я дед Природовед.
Дети здороваются.
Воспитатель: Дети, а вы заметили, что что-то изменилось у дедушки с тех пор, как мы расстались летом?
Дети: изменилась одежда, обувь и головной убор.
Постановка проблемы.
Воспитатель вместе с детьми формулирует проблему.
Воспитатель: Почему дед Природовед переоделся?
Дети: Дед Природовед переоделся, потому что на улице холодно. Наступила осень.
Воспитатель: Как можно проверить?
Выдвижение гипотез.
Воспитатель подводит детей к мысли, что нужно изучить изменения в природе: в неживой природе: солнце, небо, воздух, ветер, вода, осадки;
в живой природе: цветы, насекомые, деревья, птицы.
Проверка гипотезы.
(Совместная с воспитателем и персонажем познавательно – исследовательская деятельность детей):
Дед Природовед: Ребята, а что изменилось на клумбе?
Дети отвечают, что исчезают цветы, так стало холодно.
Дед Природовед: Что не так у муравейника?
Дети отвечают, что нет муравьев, ведь когда холодает, все насекомые засыпают. Они спрятались и ждут потепления.
Дед Природовед: На моей экологической тропе есть ещё и деревья. Вспомним как они называются. Что же с ними произошло? Давайте посмотрим?
Все проходят по станциям экологической тропы. Дети называют деревья и рассказывают о том, что лиственных деревьях пожелтели листья, а хвойные стоят по-прежнему зеленые.
Дед Природовед: А как вы думаете, почему?
Дети отвечают: Потому что на улице холодно.
Дед Природовед: Молодцы.
Дед Природовед: А кто из вас умеет отгадывать загадки?
Дети отвечают.
Дед Природовед: Вот слушайте:
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?
Дети: ветер.
Дед Природовед: Правильно, эта загадка о таком явлении в природе, как ветер. А сегодня есть на улице ветер?
Дети высказывают свои предположения.
Дед Природовед: Ваня, говорит, что есть ветер, а Лёша – нет.
Ребята, давайте проведём опыт и посмотрим: кто прав Ваня или Лёша?
Опыт: «Ветряной рукав» - определить направление ветра.
\ Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, можно увидеть его движение.
Ход: Посмотрите на ветряной рукав. Что вы можете сказать о нём?
\Воспитатель подводит к выводу, что погода ветряная, так как рукав двигается.
Делается вывод: какая погода? (ветреная или безветренная).
Дед Природовед: Ребята ещё мы с вами может определить, теплый или холодный сейчас воздух. Для этого мы проведём опыт: «Теплый или холодный воздух».
Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.
Ход: Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? (Воздух холодный.) Подставили руки над солнышком. Какое ощущение? (Воздух теплый.)
Делается вывод, что воздух холодный.
Дед Природовед: А вот ещё загадка:
Кто это такой садовник —
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты?
Дети: дождь.
Дед Природовед: Правильно, эта загадка ещё об одном явлении в природе - дождь. Кто же ответит, сегодня есть дождь?
Дети высказывают свои предположения.
Дед Природовед: А как мы проверим?
Педагог подводит детей к тому, что нужно понаблюдать за небом.
Делается вывод: Если небо ясное (нет облаков, то дождя нет и наоборот.
Дед Природовед: Дети, зачем мы можем ещё наблюдать?
Ответы детей: за солнцем.
Дед Природовед: Что вы можете сказать о нём?
Дети высказывают свои предположения.
Делается вывод, что солнце светит, реже, чем летом, и не почти не греет.
Дед Природовед: Чтобы в этом убедиться, проведём опыт.
Опыт: «Почва».
Цель: выявлять зависимость состояние почвы от погодных условий (от температуры).
Ход опыта: (На солнечном месте). Рассмотрите землю и потрогайте её руками, какая она: теплая или холодная? Далее делается вывод, что земля сухая (рассыпается в руках, светло-коричневого цвета. После того, как полили землю из лейки (как будто прошел дождь, дед опять предлагает потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность - она стала липкой, склеивается в комочки.
Делается вывод: От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя - после дождя почва холоднее.
Дед Природовед: предлагаю проверить. Действительно ли это так? На моей тропе есть разные растения, цветы. Что же произошло с ними? Все проходят к объектам экологической тропы.
Дети отвечают, что цветы засохли, не цветут, их мало на клумбе, ведь в холодной почве растения плохо растут.
Дед Природовед: Что не так у деревьев? Кто подскажет?
Дети рассказывают о том, что у лиственных деревьев (дуб, берёза, липа) листья сначала пожелтели, покраснели, а опали. А хвойные (сосна и ель) по-прежнему зелёные.
Дед Природовед: молодцы, вы верно говорите. А как же насекомые и птицы?
Дети наблюдают за муравейником, за пнём, за птицами на деревьях и делают вывод, что насекомые с приходом холодов прячутся, засыпают, ждут потепления, а птицы (не все) улетают на юг.
Дед Природовед: Молодцы, ребята! А в какое время года всё это бывает?
Дети: Осенью!
Воспитатель читает стихотворение «Осень» Т. А. Шорыгиной и предлагает рассмотреть картины художников, иллюстрации из книг: Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С клена полетели,
Закружился листьев
Пестрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лед.
Анализ полученных результатов.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали, чтобы узнать, почему дед Природовед переоделся?
Дети описывают свои наблюдения и действия.
Воспитатель: Подтвердилось наше предположение что холодно, наступила осень?
Дети: Да. Детям, которые затрудняются в ответе, оказывается педагогическая помощь.
После выводов желающие выбирают карточки с изображением явлений природы, а воспитатель фиксирует в календаре.
Формулировка выводов, рефлексия.
Воспитатель: Ребята, как мы пришли к такому выводу?
Дети: Провели опыты, наблюдали за небом, солнцем, ветром, почвой.
Воспитатель: Молодцы! Предлагаю вам нарисовать осень.
Проводится самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Как красиво у вас получилось! Давайте полюбуемся?
Дед Природовед: Молодцы, ребята! Вам понравилось у меня!
Дети: Да.
Дед Природовед: Приходите ко мне ещё. До свидания, ребята!
Дети прощаются с дедом Природоведом и уходят.