марина швецова
Конспект открытого итогового занятия по математике в старшей группе «В Царстве царя Считай Второго»
Конспект открытого итогового занятия по математике в старшей группе
«В Царстве царя Считай Второго»
Цель: Закрепить математические способности, коммуникативные навыки, расширять активный словарь детей.
Обучающие задачи:
Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.
Поощрять сотрудничество при взаимопроверке в паре.
Развивать логическое мышление, расширение словаря антонимов.
Закрепить представления детей о геометрических фигурах.
Закрепление навыка ориентировки на плоскости, понятия: слева от, справа от, над, под и т. д.
Учить устанавливать закономерности
Развитие общей и мелкой моторики рук
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Способствовать снятию эмоционального и умственного напряжения.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
Успокаивающие упражнения перед занятием.
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Оборудование: мультимедийный экран, компьютер.
Демонстрационный материал: иллюстрации - задания к занятию с использованием ИКТ, настольная игра по математике. Три плоских шарика – зеленый, желтый и красный.
Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями. Простые карандаши. Стикеры.
Ход занятия:
1. Вводная часть. (Слайд №1)
Воспитатель:
- Ребята, у меня сегодня прекрасное настроение, а у вас? Давайте возьмемся за руки и подарим свое хорошее настроение друг другу.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Мы спокойны и добры,
Приветливы и ласковы!
Сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними и тоже подарите им свои улыбки. (Дети приветствуют гостей)
2. Постановка игровой и дидактической задачи.
Присаживайтесь на ковер, а чтобы вам было удобно возьмите подушечки.
Ребята, сегодня утром, на столе, я нашла письмо. Хотите узнать от кого это письмо и что же там написано?
(Воспитатель читает письмо)
«Дорогие ребята, пишет вам царь Считай Второй. В моем математическом царстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал мою внучку Почемучку и она перепутала все цифры в числовом ряду, забыла как называются геометрические фигуры и для чего нужны математические знаки. Я целый год наблюдал за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, помогите мне! Только вы сможете снять колдовские чары с моей внучки, и навести порядок в моем царстве».
Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь царю расколдовать его внучку Почемучку? (Ответы)
Но чтобы справиться со всеми трудностями, проведем разминку. Я буду называть вам слово и бросаю мяч, а вы возвращаете мяч называя слово противоположное по смыслу.
Игра «Наоборот»
Длинный – короткий Слева – справа Быстро – медленно
Вверху – внизу Широкий – узкий Светло – темно,
Далеко – близко Закрыть – открыть Веселый – грустный и т. д.
Молодцы! Вот теперь, я уверена, что вы готовы преодолеть любые трудности. Итак, в путь! Давайте все скажем магические слова!
«1-2-3-4-5! Будем чудо в гости звать. Мы рукой взмахнем своей! К волшебству спешим скорей!»
3. Основной этап. (Слайд№2)
Ой, ребята, посмотрите! Злой волшебник повесил огромный замок на воротах ведущих в Царство Считай Второго. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет. (Слайд№3)
Ребята, скажите, что вы видите на экране? (Геометрические фигуры). Нужно разгадать код замка и каждую фигуру поставить на свое место. (Задание выполняется на мольберте)
Игра «Расставь фигуры по своим местам»
(Каждый ребенок берет геометрическую фигуру на подносе, называет ее форму и цвет, и находит, под диктовку воспитателя, ее место на мольберте)
- Вы расставили все фигуры по своим местам, остается проверить так ли мы все сделали.
(Слайд№4-5)
Молодцы, код разгадали и ворота открыты, мы можем зайти в царство Считай Второго!
(Слайд№6)
И нас ждет первое задание. Давайте сядем за столы.
1-ое задание:
Посмотрите, все цифры перепутались и внучка Почемучка не может расставить их по порядку. Помогите каждой цифре встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд от 1 до 10).
Проверим, что у нас получилось: (Слайд №7)
Игра «Вопрос – ответ»
- посчитай числа так, как ты их поставил;
- посчитай числа в обратном порядке;
- какое число стоит между числами 4 и 6; 7 и 9?
- Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
- какое число меньше 5 на 1?
- какое число больше 6 на 1?
Молодцы, вы отлично справились с 1-м заданием. Теперь каждая цифра стоит на своем месте в числовом ряду.
Посмотрите, ребята, не успели мы выполнить первое задание как у нас появилось второе.
(Слайд№8) (На экране математические знаки < > =)
Почемучка просит помощи. Она забыла, что это за знаки, как они называются и для чего они нужны? Кто поможет Почемучке вспомнить что это за знаки? (Ответы детей)
Правильно, это математические знаки. Они нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно) У вас на столах карточки, вам нужно помочь Почемучке сравнить числа и поставить между ними нужные знаки.
Молодцы! Проверим? (Слайд№9)
А теперь поменяйтесь своими карточками и проверьте друг друга, если ваш сосед все сделал правильно, то нарисуйте ему солнышко с улыбкой.
Отлично! Математические знаки заняли свои места и Почемучка благодарит вас за помощь.
А сейчас, ребята, предлагаю немного отдохнуть.
Вставайте из-за столов и подходите ко мне.
Нас ждет физкультминутка!
Раз - подняться, потянуться
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
3-е задание: (Слайд№10)
Царь Считай Второй во всем любит порядок. Вот и в этом домике все фигуры на своих местах, кроме одной - она потерялась и Почемучка никак не может ее найти. Помогите ей, посмотрите внимательно, подумайте, какая из четырех фигур должна быть в этом окошечке и почему? (Задание выполняется на мольберте). Осталось проверить. (Слайд№11)
Молодцы, и с этим заданием помогли Почемучке справится.
4-е задание:
Посмотрим, какие еще трудности нас ждут в Царстве Царя Считай Второго?
Я предлагаю вам сесть на свои места и посмотреть на экран.
(Слайд№ 12)
В этом задании Почемучка должна правильно соединить стрелочкой количество предметов с цифрой, но из-за злых чар забыла, как это делается. Поможем?
(Один из детей выполняет это задание на мольберте, дети проверяют правильность выполнения, если допущена ошибка – исправляют) (Слайд №13)
Молодцы, ребята, помогли внучке Почемучке справиться со всеми трудностями.
5-ое задание:
У нас осталось последнее задание, которое поможет снять злые чары с Почемучки, чтобы она опять стала прежней - умницей и верной помощницей Царю Считай Второму.
Перед последним заданием разомнем наши пальчики:
Вот как пальчики шагают, самый малый и большой,
Указательный и средний, безымянный – вот какой!
Нарисуем мы кружочки, постараемся быстрей!
Нарисуем мы кружочки, постараемся ровней.
(Слайд № 14)
Злой волшебник заколдовал Почемучку при помощи магических точек, рядом с которыми поставлены цифры. Если мы, ребята, соединим эти точки по порядку, то увидим фигуру, которая разрушит злые чары колдуна. Возьмите карандаши и соедините точки по порядку.
(Дети выполняют задание сидя за столом).
- Проверим? (Слайд№15)
Молодцы, злые чары сняты!
(Слайд №16)
Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в царстве Царя Считай Второго, расколдовали Внучку Почемучку, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. И в благодарность за вашу помощь, Царь со своей внучкой оставили вам вот этот сундучок.
Заглянем в него? Посмотрите, это математическая игра и вы можете забрать её с собой. Давайте скажем спасибо!
Ребята, нам пора возвращаться в группу, скажем 1-2-3-4-5, вернемся в группу мы опять!
Заключение:
Кому мы сегодня помогали?
Какие задания вам показались наиболее трудными, а какие легкими? (Раздать всем стикеры, которые надо наклеить на три шарика – зеленый - отлично, желтый – были трудности, красный – не справился)
А теперь мы улыбнемся
Дружно за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланье –
Знания ищи всегда, умным станешь ты тогда!