Приложение МААМ

«Утренняя гимнастика как одно из важных средств оздоровления и воспитания дошкольника». Консультация для педагогов

Мария Березина
«Утренняя гимнастика как одно из важных средств оздоровления и воспитания дошкольника». Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

«Утренняя гимнастика-одно из важных средств оздоровления и воспитания дошкольника»

1. Значение утренней гимнастики в режиме дня.

2. Основные правила утренней гимнастики.

3. Задачи.

4. Варианты проведения.

5. Структура и содержание гимнастики.

6. Возрастные особенности организации.

Публикация «„Утренняя гимнастика как одно из важных средств оздоровления и воспитания дошкольника“, Консультация для педагогов» размещена в разделах

7. Методы обучения и требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики.

8. Моторная плотность.

9. Заключение.

1. Значение.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима ребенка в течение дня. Это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на улучшение деятельности сердечнососудистой, нервной, дыхательных систем, укрепление и развитие мышц и закаливания организма. У систематически занимающихся утренней гимнастики пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.

Утренняя гимнастика в коллективе имеет много положительных сторон, и нередко ребёнок в детском саду охотно выполняет упражнения потому, что занимаются все дети. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

Утренняя гимнастика должна стать гигиенической потребностью каждого. Решить эту проблему можно только общими усилиями детского сада и семьи. Это ежедневная процедура, которая обязательно должна проводиться и в дни праздников, и в то время, когда ребёнок выезжает с родителями на отдых в одно и то же время, продолжительностью 5-10 минут.

В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей утренняя гимнастика по режиму дня проводится до завтрака после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях гимнастика преследует еще и цели организации детского коллектива, переключения внимания детей от свободных, индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.

Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

Оздоровительное значение утренней гимнастики

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное занятие физическими упражнениями благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребенка.

В результате грамотного выполнения комплекса утренней гимнастики создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие. Физические упражнения утренней гимнастики способствуют увеличению тока лимфы, усилению циркуляции межтканевой жидкости, увеличению венозного кровотока.

Поскольку выполнение любых физических движений сопровождается повышенным выделением тепла, утренняя гимнастика приводит к умеренному повышению температуры тела. В определенных физиологических пределах, повышение температуры тела является положительным фактором. При повышении температуры ускоряются процессы обмена веществ, интенсифицируется деятельность всех органов. В частности, увеличивается скорость передачи нервных импульсов, что в совокупности с другими изменениями облегчает процессы управления нервной системой различными функциями организма, увеличивает скорость и точность реакций, координацию движений, повышает все виды чувствительности, улучшает умственную работоспособность.

Утренняя гимнастика – одна из форм физической подготовки. Исследования подтверждают, что утренняя гимнастика оказывает положительное влияние на организм в течение всего последующего дня. Утренняя гимнастика улучшает реакцию, формирует и сохраняет осанку, обеспечивает высокий уровень двигательных качеств и способствует повышению общей тренированности организма. Утренняя гигиеническая гимнастика является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включения ребенка в учебный день.

Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

При необходимости утренняя гимнастика может способствовать похудению. Утренние упражнения являются отличным способом для чрезмерно упитанного карапуза сбросить лишние килограммы. Поскольку диета и хирургическое воздействие в таком юном возрасте не могут быть панацеей от излишнего веса, специальный гимнастический комплекс может стать щадящим детское здоровье решением проблемы.

2. Основные правила утренней гимнастики

1. Утренняя зарядка должна ежедневно осуществляться в одно и то же время. Допускается лишь одно исключение – болезнь ребенка.

2. Комплекс упражнений должен выполняться до завтрака, но после гигиенических процедур.

3. В теплое время зарядку желательно делать на улице. Если же температура не позволяет этого, то необходимо предварительно тщательно проветривать помещение.

4. Сложность упражнений, включенных в комплекс зарядки, должна постепенно возрастать. При этом она должна полностью соответствовать уровню развития и подготовки ребенка. Ни в коем случае не стоит слишком усердствовать с определением нагрузки.

5. Во время зарядки должно осуществляться тщательное наблюдение за точностью выполнения всех действий. Ошибки и недочеты сразу же подвергаются коррекции.

6. Должен быть обеспечен и контроль дыхания. Необходимо следить, чтобы ребенок дышал через нос полной грудью, не задерживал дыхания и соизмерял ритм дыхания со своими движениями.

7. Во время зарядки желательно создать настраивающий на рабочий лад звуковой фон. Для этого прекрасно подойдут ритмичные стишки, которые зачитывают проводящие зарядку взрослые. Можно также в игровой форме комментировать действия малыша.

3. Задачи.

Оздоровительная задача - «разбудить организм»; настроить его на рабочий лад; активизировать деятельность всех важных систем организма; стимулировать работу всех внутренних органов, способствовать закаливанию, формированию правильной осанки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Образовательная - закрепление двигательных умений и навыков (ходьба, прыжки, лазание и т. д.); развитие физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. д.)

Воспитательная –развитие организованности, дисциплинированности, самостоятельности, «мышечной радости» от движений в коллективе сверстников.

4. Варианты.

-Традиционная (с включением ОРУ).

-Сюжетная строится на обыгрывании какого-нибудь сюжета. В комплекс подбираются упражнения, объединенные одной сюжетной линией («Путешествие в зоопарк», «Мои любимые игрушки», «По сказке «Теремок» и т. д.)

-Игровая гимнастика построена на подвижной игре разной интенсивности с разными образовательными задачами. В вводной части- мп / и, игра средней подвижности; в основной части -игра высокой подвижности, направленная на совершенствование различных основных движений; в заключительной части –мп / и, хороводы, упражнения на восстановления дыхания.

-Нетрадиционная - это комплекс хорошо изученных ранее ОРУ с использованием нетрадиционного оборудования и пособий, изготовленных руками педагога.

-Ритмическая гимнастика. В комплекс входят строевые упражнения, ОРУ, танцевальные движения, бег, прыжки. Уникальность ритмической гимнастики заключается в более быстром темпе, интенсивности движений, в работе одновременно всех мышц и суставов. Веселая, ритмичная музыка создает положительные эмоции. Чаще всего такая утренняя гимнастика проводится в старших и подготовительных группах.

-Комбинированная включает в себя: ОРУ, танцевальные и ритмические движения, п / и и хороводные игры, игровые упражнения.

-Круговая тренировка – это последовательное выполнение заданий, которые строятся на закреплении основных видов движений. Другим словом- это полоса препятствий. Ребенок, двигаясь по кругу, выполняет задание от станции к станции. Такая утренняя гимнастика используется в старшем дошкольном возрасте и требует тщательного продумывания расстановки физ. оборудования.

-Гимнастика с использованием карточек-заданий. На картинках схематически нарисовано выполнение упражнения. Педагог показывает карточку, ребенок самостоятельно выполняет. Используется в старшем дошкольном возрасте.

5. Структура и содержание гимнастики.

Утренняя гимнастика состоит из 3частей, каждая из которых имеет свои задачи.

I. Вводная часть. Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие. В эту часть включают: построения (колонна, шеренга, круг, строевые упражнения (полуобороты, повороты, перестроения, смыкание и размыкание, разные виды ходьбы, бега, прыжков.

II.Основная часть. Задача этой части-укрепление основных мышечных групп организма, формирование правильной осанки. Входят ОРУ для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы (прыжки, бег). Обязательно ОРУ должны выполняться из разных и. п. (стоя, сидя, лежа). Выполняться могут парами, тройками, звеньями одновременно. Чередовать ОРУ без предметов и с предметами через каждые 2 недели.

Младшие группы - флажки, погремушки, кубики.

Средний возраст - флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки.

Старший дошкольный возраст - обручи, палки, мячи, скакалки.

III.Заключительная часть. Задача - восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, мп / и, хороводы, дыхательные упражнения.

Комплексы утренней гимнастики составляются на 2 недели и строятся на упражнениях предварительно разученных ранее. Если некоторые упражнения стали не интересны детям, их можно заменить на новые, несложные или изменить за счет усложнения, сменой и. п., темпа.

6. Возрастные особенности организации.

Длительность утренней гимнастики.

Младшая группа - 4-6мин

Средняя группа - 6-8мин

Старшая группа - 8-10мин

Подготовительная группа - 10-12мин

Количество ОРУ в комплексе

Младшая группа - 3-4шт.

Средняя группа - 4-5шт.

Старшая группа - 5-6шт.

Подготовительная группа - 6-8шт.

Дозировка (повторы) ОРУ в комплексе.

Младшая группа - 4-5раз

Средняя группа - 5-6раз

Старшая группа - 6-8раз

Подготовительная группа - 8-10раз

При этом упражнения для мышц рук и плечевого пояса повторяются большее количество раз, а более трудные для мышц живота и спины меньшее (в старшей и подготовительной группах 4-6раз).

Продолжительность бега без перерыва.

Младшая группа - 10-15сек

Средняя группа -15-20сек

Старшая группа - до 30сек

Подготовительная группа -30-40сек.

Бег в 1вводной части после выполнения разных видов ходьбы дается в медленном или среднем темпе в чередовании с ходьбой.

Во 2ой части после выполнения ОРУ бег дается в быстром темпе для тренировки сердечно-сосудистой и дыхательных систем в чередовании с ходьбой и повторяется 2-3 раза.

Дозировка прыжков (общее количество на утренней гимнастики).

Младшая группа - 5-10

Средняя группа -10-15

Старшая группа - 15-20

Подготовительная группа - до 30

7. Методы обучения.

-Практические

-выполнение упражнений вместе с детьми

-выполнение упражнений ребенком.

-Словесные

-название упражнений

-краткое описание

-объяснение выполнения

-указание

-распоряжения и команды

Наглядные

-показ

-имитация

-использование наглядных пособий

-звуковые и зрительные ориентиры

Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики

Сочетание физических упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет комплекс.

Обычно комплекс упражнений для утренней гимнастики составляется из упражнений, разученных на физкультурных занятиях или из упражнений, не требующих продолжительного разучивания.

При составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими требованиями:

-комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц

-в комплексе для выполнения упражнений используются различные

построения

-упражнения должны выполняться из разных исходных положений

-подбираются упражнения разной интенсивности, темпа

-чередуются комплексы с различными пособиями и без предметов

-используется музыкально-ритмичное сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись)

-каждый комплекс должен быть интересен детям

Один и тот же комплекс повторяется в течение одной, двух недель. Необходимо помнить, что содержание комплекса утренней гимнастики, как и дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.

7. Моторная плотность.

Моторная плотность утренней гимнастики — это физическая нагрузка, которая возрастает за счёт увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями.

Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой. Высокий уровень достигается за счет соблюдения следующих этапов:

-при быстрой и правильной организации детей

-подбором упражнений в соответствии с возрастом

-количеством упражнений, их дозировкой, темпом

-использование музыкального сопровождения

-использование п / и, физ. пособий

Заключение

В свете вышеизложенного представляется крайне важным повседневное применение комплексов средств, укрепляющих здоровье человека.

Одним из таких комплексов является утренняя гимнастика, повышающая физическую активность человека. Достоинством утренней гимнастики является простота и доступность. Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней гимнастики это – устранение некоторых последствий сна, увеличение тонуса нервной системы, усиление работы основных систем организма. Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений, часто встречающихся в жизни современного ребенка.

Утренняя гимнастика может проводиться на воздухе (на участке детского сада, на спортивной площадке) или в хорошо проветриваемом помещении (физкультурном, музыкальном залах, групповых комнатах). Необходимо соблюдать гигиенические требования к одежде, обуви, месту проведения, оборудованию. Для ритмического сопровождения используются бубен, счет, хлопки, звукозапись, музыкальное сопровождение (пианино, баян, аккордеон).

Так как утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей, велико также ее организационное значение. И все-таки не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, но причину такого поведения следует понять.

Вот несколько советов по проведению утренней гимнастики с детьми :

Никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.

Помнить, что гимнастика – это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разнообразное развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общения, игра).

Использовать разные формы проведения гимнастики.

Публикации по теме:

Многофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольниковМногофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольников Важную роль в занятиях с детьми играет наглядность. Она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. Наглядность.

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Утренняя гимнастика как один из инструментов воспитания всесторонне развитой личностиУтренняя гимнастика как один из инструментов воспитания всесторонне развитой личности Утренняя зарядка необходима человеку в любом возрасте, но особенно она важна детям. Утренняя гимнастика в детском саду регламентирована.

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Утренняя гимнастика как одно из важных средств оздоровления и воспитания дошкольника». Консультация для педагогов
Опубликовано: 20 октября 2024 в 13:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Утренняя гимнастика как одно из важных средств оздоровления и воспитания дошкольника». Консультация для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Мария Березина (УИ 3181952) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД