Елена Барабанщикова
Конспект НОД по декоративной лепке по мотивам филимоновской игрушки с детьми среднего возраста «Уточка-свистулечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Уточка-свистулечка
Цель: формировать у детей познавательный интерес к исторически культурному наследию своего народа посредством знакомства с филимоновской глиняной игрушкой.
Задачи:
- Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность,
-формировать представление о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера-игрушечники.
-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.
Публикация «Конспект НОД по декоративной лепке по мотивам филимоновской игрушки с детьми среднего возраста „Уточка-свистулечка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Утки, утята
- Уточка, утята. Лепка, занятия с пластилином
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
-учить лепке птички на основе овоида.
-развивать воображение, чувство формы. -воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Предварительная работа:
-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера-народные умельцы.
Материалы, инструменты, оборудование:
Филимоновская уточка-свистулька, презентация «Сказка о филимоновских игрушках», схема с показом способа лепки, музыкальное сопровождение (рус. народная музыка в аудиозаписи, сол ное тесто, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.
Ход занятия:
Вводная часть.
В. Ребята, у нас сегодня в гостях гостья необычная, звонкая да яркая. Смотрите. Показывает игрушку.
В. Кто это, догадались? На какую птичку похожа? Ответы детей.
В. Правильно, это уточка. Чем она отличается от тех уточек, которых мы видели с вами раньше? В процессе ответов подводить детей к описанию внешнего вида уточки (цвета, материал изготовления, форма.).
В. Вы заметили, что у неё в хвостике есть дырочки? В неё можно подуть и послушать, что получится. Воспитатель свистит в игрушку.
Ой, свистулечка какая:
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
- Подожди минуточку!
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя :
- Филимоновская я!
В. Вот такая уточка-свистулька из сказочной деревни Филимоново. Я знаю, что вы любите сказки и предлагаю вам туда отправиться.
Физминутка «Путешествие»
Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друз за другом)
И цветов букеты соберем (наклоны вперед)
Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдем (ходьба назад)
Если встретятся коряги,
Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)
Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)
Дружно в сказку попадем (обычная ходьба).
По окончании физминутки дети присаживаются на стульчики перед экраном проектора.
Основная часть.
В. устраивайтесь поудобнее, сказка начинается! Просмотр презентации «Сказка о филимоновской игрушке».
В. вот такая сказка о филимоновской игрушке. Понравилась? Дадим нашим глазкам отдохнуть.
Глазки. (физминутка для глаз)
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
В. ребята, а вы хотите сделать таких уточек-свистулек? Мастера из Филимоново прислали для нас схему лепки уточки. Она нам поможет в работе. Произнесем волшебные слова и наберемся сил.
Физкультминутка.
Раз, два, раз, два (руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях)
Стали дети мастера. Сели, встали, сели, встали (выполняют движения по тексту)
Мы работать не устали. Ручки хлоп, хлоп, хлоп, Ножки топ, топ, топ.
Раз, два, раз, два Наши дети мастера. руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях)
За столы садимся дружно – нам теперь трудиться нужно. (присаживаются на рабочие места).
Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-уточку.
Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок. Начинаем.
1. Скатаем шар из комка теста величиной с кулачок и превращаем его в широкий цилиндр. (раскатываем в ладонях с разным нажимом).
2. Концы полученной формы неравномерно загибаем вверх: для шеи повыше, для хвоста пониже.
3. Прищипываем плоский клювик.
4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть теста для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).
5. из отдельно кусочка лепим подставку. Лепим шар немного его сплющиваем и прикрепляем к уточке. (обратить внимание чтобы поделка стояла) .
4. Крылышки налепим, сделав небольшие плоские овальчики. (работают под русскую народную музыку).
Итог занятия.
В. Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки. А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.
-Что нового вы узнали на занятии?
- Откуда родом такие игрушки-свистульки?
- Трудное ли было задание?
- Какое у вас настроение?
«Сказка о филимоновской игрушке».
Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато-серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно!
Давно это было. В одной деревне, что недалеко от города Тула на высоком берегу реки Уна, жил дед Филимон. Веселый, работящий был человек. Как-то раз пошел Филимон в овраг и выкопал из земли кусок сине-черной глины.
Был дедушка гончаром. Умел лепить посуду, да с остатков глины игрушки на потеху малым деткам. Положил глину на гончарный круг и давай её мять с водичкой да приговаривать:
- Лепись ковш, лепись горшок,
Да веселый петушок!
И пошло дело! Получились зверушки, петушки, кони. Козлики, барышни с солдатами. Все игрушки забавные, высокие, веселые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи!
Очень любил Филимон деток забавлять. Проковырял он своим игрушкам дырочки. Зверушкам – в хвостике, барышням – спрятал в кувшины, у солдатиков - в гусей. Залилась звонкой песней игрушка. И стали они игрушками-свистульками. Детишкам и людям понравилось. Стал Филимон свистульки для народа делать да весной на ярмарке продавать. Всем полюбилось это занятие. Мужчины лепили посуду, а женщины с детками игрушки. А чтобы игрушки были твердыми да звонкими, ставил их Филимон в огненную печь. Игрушки на огне сначала раскаливаются докрасна, а потом добела. Когда остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.
Остынут свистульки, тогда их Филимон начинал украшать узорами. В этом ему помогала природа-матушка. Бывало, проснется дед ранешенько, улыбнется солнышку, а потом яркие лучики на игрушке появляются. Посидит на берегу реки Уна, вот и волна перекатывается на свистульке. Посмотрит на яркие звездочки в ночном небе и добавит их яркими точками на игрушки. Пойдет в лесок, поговорит с елочками, и вот уже разноцветная "елочка" украшает свистульку. И цвета выбирал любимые, те что подсказывала земля-матушка. Желтый – цвет солнышка, алый и малиновый – цвет спелой ягодки, зеленый – цвет травы да деревьев. Вот так и прославилась это деревня, назвали ее Филимоново, в честь деда Филимона, а игрушки и по сей день зовут филимоновскими. Прошли годы. Много поколений гончаров-игрушечников сменилось в Филимоново. И в наши дни лепят игрушку-свистульку, соблюдая секреты мастерства. Прославила она Филимоново по всему миру. Делают её с любовью и радостью. Вот и она дарит хорошее настроение и гордость за наших мастеров.
Библиографический список:
1. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»
М. 2009г.
2. Грибовская, А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации / А. А. Грибовская. – М. : Просвещение, 2005.
3. интернет ресурс. https://pedrazvitie.ru/servisy/publik, https://filimonofskay-igrushka.ru/fotogalereya-filimonovskoy