Людмила Чепурных
Успешная социализация дошкольника в современном мире через ТРИЗ — технологии
▼ Скачать + Заказать документы
«Успешная социализация дошкольника
в современном мире через ТРИЗ - технологии»[/b]
Развитие системного мышления, креативности, умение нестандартно решать задачи и быстро адаптироваться к изменениям современного мира - эти навыки очень полезны для дошкольников.
Публикация «Успешная социализация дошкольника в современном мире через ТРИЗ — технологии» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
И цель педагога: помочь развить ребёнку предпринимательское мышление, умение задавать вопросы, логику с помощью инструментов ТРИЗ, адаптированных для дошкольников. Благодаря этому ребёнок научиться видеть проблемы людей, научится решать их, ведь это поможет ему во взрослой жизни стать успешнее и хорошо зарабатывать.
И одной из самых актуальных проблем для педагогов в этом направлении стоит проблема развития и формирования познавательной активности детей.
Познавательная активность дошкольника является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, самостоятельности, инициативности и социализации в современном мире.
Социализация необходима для того, чтобы ребёнок научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения, смог найти своё место в жизни.
Одним из таких результативных способов формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и является использование в образовательном процессе приемов ТРИЗ – технологий (Теория Решения Изобретательских Задач) (Г. С. Альтшуллер).
Задачи методики ТРИЗ:
-развитие творческого восприятия и мышления;
-развитие качеств творческой личности;
-формирование словарного запаса;
-развитие связной речи и умения выражать мысли;
-формирование восприятия чисел и математических представлений;
-обучение конструктивной деятельности;
-привитие навыков социализации, взаимодействия и командной работы.
Технология ТРИЗ является базой для повышения творческого потенциала ребенка и формирования познавательной активности, учатся чувствовать социальные дистанции и пространство, занимать корректное место в коллективе; владеть своими эмоциями
В своей работе я стала использовать разные Триз –технологии:
1. Метод «Да-нет-ка»
Метод реализуется в форме игры "Да-Нетки” или "Угадай, что я загадала”. Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, владеть своими эмоциями, правильно их выражать, точно формулировать свои мысли
Правила игры: Это словесная игра без наглядности
Загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Педагог обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое?
Это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т. п.
Если это животное, то домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т. д.
Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.
2. Метод маленьких человечков. помогает ребенку понять сущность физических явлений, происходящих в неживой природе, помогает проникнуть в их тайный мир, увидеть изменение их в связи, работать в коллективе.
Например, используя этот метод, легко объяснить детям различия между разными состояниями вещества: при твердом состоянии человечки близко стоят друг к другу и крепко держатся за руки; при жидком — стоят близко друг к другу, но не держатся за руки; при газообразном — человечки размещаются на расстоянии друг от друга.
Сначала я вместе с детьми выясняла, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Дети учились обозначать камень, воду, пар или дым с помощью нескольких Маленьких Человечков.
Затем моделировали объекты и явления, состоящие из сочетания разнообразных человечков: вода в аквариуме, чашка на блюдце и т. д.
На следующем этапе рассматривали объекты и явления не только в статике, но и в движении: льющаяся из крана вода, кипящий чайник. Это необходимо для того, чтобы плавно подвести детей к умению схематизировать взаимодействие, неизбежно возникающее между системами.
Мною разработаны дидактические игры, в которые дети с удовольствием играют, обсуждают предложенные объекты, обучают друг друга: «Маленькие человечки» (домино, «Подбери картинки к схеме», «Где живут маленькие человечки», «Составь схему к картинке» и др.
3. Круги Луллия
игровая методика, направленная на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах, а также
развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Круги сделаны по тематикам: Животные и детеныши, Сказки и герои, С какого дерева листок и семя.
Систематическая, планомерная работа по использованию средств ТРИЗ- технологий способствовала развитию познавательной активности дошкольников:
- развиты внимание;
- память;
- мышление;
- воображение и пространственные представления;
- связная речь и логика;
- повысился уровень фонематического слуха и готовности к звуко - буквенному анализу;
-привиты навыки социализации, взаимодействия в командной работе.