Ольга Лаврентьева
Условия поддержки и развития детских инициатив воспитателем детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
«Условия поддержки и развития детских инициатив
воспитателем детского сада»
Изменения, происходящие в дошкольном образовании, в значительной мере зависят от требований к профессиональным характеристикам педагогических работников. Вступление в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования способствовало принятию нового профессионального стандарта педагога. И это закономерно, поскольку с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации появилось много новых задач, требующих определенных профессиональных знаний и умений.
Публикация «Условия поддержки и развития детских инициатив воспитателем детского сада» размещена в разделах
«Не ребенок для программы, а программа для ребенка. Ребенок – субъект образовательного процесса» - ключевые идеи стандарта дошкольного образования. Так, в частности, задача воспитания субъектной характеристики как инициативность ребенка повторяется в стандарте в каждом его разделе неоднократно. Соответственно, в профессиональном стандарте выделены трудовые действия, направленные на воспитание и развитие инициативы у дошкольников.
В теоретических источниках инициативность рассматривается как предпосылка развития человека и как результат воспитания. Инициативность – это внутреннее побуждение к чему - то новому, это внутренний порыв к изменениям и движению. Многие исследователи этой проблемы подчеркивают, что инициативность является непременным условием совершенствования любой деятельности; это один из значимых критериев развития ребенка, в том числе его интеллекта.
Инициативность дошкольника носит общий характер, особенно на ранних его этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, однако наиболее выражено - в предпочитаемых детьми видах деятельности: в игре, общении, предметной деятельности (в раннем возрасте, исследовательской деятельности (в дошкольном возрасте). Инициативный ребенок проявляет себя истинным субъектом деятельности: он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, интересное дело. Г. А. Цукерман отмечает, что важным показателем познавательной инициативы является способность ребенка сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, необходимую для успешного действия.
Показателями проявления инициативы дошкольника выступают: 1. выдвижение инициатив (ребенок предлагает какое – либо интересное дело, стремится организовать игру, общение и т. д.); 2. Инициативность в поиске информации, важной для успешного дела (ребенок спрашивает, экспериментирует, рассматривает книги, наблюдает); 3. Наличие интересных людей по решению каких – либо проблем, задач.
Инициативного ребенка отличает содержательность интересов и компетентность в различных видах деятельности, хорошо развитое воображение, уверенность в себе, умение воздействовать с другими людьми, ориентация в социальных нормах и правилах поведения.
Инициативу проявляет тот, кто верит в себя. Чтобы развить инициативность ребенка, нужно поддерживать его деятельностные проявления, поощрять активность и инициативы.
Практически все исследователи проблемы солидарны в том, что в детском возрасте проявление активности, инициативности, самостоятельности тесно связаны с мотивами. Основные мотивы дошкольников связаны с удовлетворением базовых социальных потребностей:
1.. потребность в комфортных межличностных отношениях, обеспечивающих удовлетворяющий субъекта социальный статус; 2.. потребность в понимании (в наличии интимно насыщенных, духовных межличностных отношений); 3. потребность в наличии жизненных целей и смыслов; 4. потребность в познании окружающего мира; 5. потребность в реализации творческого потенциала.
Философ и психолог К. А. Абульханова – Славская подчеркивает, что подавление инициативных проявлений на ранних этапах развития, отсутствие развитых организаторских умений не позволяю реализовывать инициативы; кроме того, может происходить блокирование инициатив самой личностью по причине предполагаемого или реального неодобрения окружающих.
В работах Е. А. Погодиной поддержка значится в числе важных фактов проявления инициативы. Исследователь указывает, что зарождению инициативы способствуют социально – психологические факторы: общественная потребность, одобрение, поощрение, поддержка окружающих, положительная оценка идей, помощь в реализации замыслов, что побуждает личность к проявлению инициативы, укрепляя уверенность в себе.
Условием реализации базовых социальных потребностей и развития инициативного поведения у ребенка является воспитание его в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Как отмечают исследователи, педагогу важно воспринимать ребенка как равного себе, но со своими проблемами, желаниями, интересами. Недопустимо ограничивать общение с детьми только дисциплинарными указаниями, связанными с выполнением развивающих задач или режимных моментов. Педагогу необходимо чаще разговаривать с детьми, интересоваться их настроением, планами сегодняшней жизни в детском саду, использовать для такого общения все подходящие моменты повседневной жизни.
Установлено, что существует тесная связь между инициативой воспитателя при обращение к детям и возникновением инициативного поведения детей. Часто индивидуальные эмоциональные обращения педагога стимулируют активность ребенка. Возникает возможность влиять на его позицию, на основании правил и норм поведения, на возникновение интереса к окружающему. При этом дружелюбное, открытое поведение воспитателя вызывает подобное поведение и у детей на основе подражания.
Инициативность требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту ценную черту личности. Следует отметить, что инициативность ребенка может блокироваться, если взрослые не будут позволять ему действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно буду опекать или наказывать его.
Для развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста рекомендуется: 1. Давать простые задания для развития уверенности в своих силах (снизить страх «не справлюсь»); 2. Давать интересные задания или задания, где у ребенка есть личный интерес что – то делать; 3. Поддерживать инициативы ребенка, показывать свою заинтересованность в них.
Воспитателям важно оказывать дошкольнику поддержку в его начинаниях. Например, следует обратить внимание на то, что интересует ребенка. С этой целью педагогу следует выявлять детские интересы через наблюдения за предпочтениями детей, беседы с ребенком.
Приведу несколько вариантов, которые помогут воспитателю глубже понять то, что интересует конкретного ребенка.
Фиксация детских вопросов.
Воспитатели в течении одной – двух недель записывают все вопросы, которые задал ребенок, затем анализируют их для оценки проявлений детской любознательности. Вопросы детей фиксируются в таблице, в первой графе записывается имя ребенка, во второй – его вопросы, в третьей – выводы.
Критерии и показатели для анализа детских вопросов.
1. Направленность вопросов; познавательные (вопросы на установление причинно – следственных связей, например, «почему корова ест траву зеленую, а молоко получается белое?», иная (например, «а что у нас на обед?», «а мама скоро придет?»).
2. Количество заданных вопросов; (более 5 вопросов познавательной направленности за неделю, мало, нет вопросов познавательной направленности.
3. Содержание вопросов; вопросы о природе, о технике, о социальном мире и человеке, о мире искусства, о странах, об экономике и т. п.
4. Временная характеристика вопросов; вопросы касаются современности, истории или возможного будущего времени.
5. Отношение ребенка к ответу на вопрос; выслушивает ответ на свой вопрос внимательно или невнимателен, отвлекается в момент ответа.
На основе проведенного анализа делается вывод об особенностях содержания интересов дошкольника, а также о степени проявления познавательной направленности интересов.
Ситуация «Что мне интересно?».
Педагог предлагает детям рассказать о том, что им интересно. Чтобы получить более полную информацию. Задает три вопроса; «Что вам интересно делать?», «Чем вы любите заниматься в детском саду?», «Что хотите узнать?». Ответы детей записываются. на основе анализа степени активности ребенка в процессе беседы и анализа содержания детских ответов делается вывод об особенностях содержания детских интересов и степени проявления ими любознательности.
Образовательная ситуация «Копилка интересов».
Педагог показывает детям привлекательную коробочку или шкатулку и говорит, что это копилка интересов. Предлагает собрать в нее все детские интересы, спрашивает детей; «Что вам интересно делать?», «Чем вы любите заниматься?», «Что хотите узнать?». Сочетание этих вопросов позволяет получить более полную информацию. Ответы детей записываются и помещаются в копилку. Педагог имеет возможность проанализировать полученные данные, разделить их на группы интересов, выбрать те из них, которые можно реализовать в непосредственно образовательной деятельности детей, через проекты, совместной деятельности в режиме дня или через клуб по интересам.
Содержание детских интересов следует отразить в предметно – пространственной среде, дающей дошкольнику возможность накапливать и обогащать опыт разнообразной деятельности и самостоятельных выборов. Однако развивающая среда обеспечит разнообразные возможности выбора для старших дошкольников и будет способствовать развитию инициатив ребенка в том случае, если будет организована с учетом конкретных интересов и склонностей воспитанников группы, если будет обеспечено включение старших дошкольников в процесс её создания и преобразования. Для этого следует использовать беседы с детьми о среде группы, выясняя ее достоинства и недостатки (по мнению детей, узнав, какие центры активности им больше нравятся и почему, а какие не нравятся, как дошкольники хотели бы изменить группу. Необходимо включать детей в оформление среды, размещение в ней материалов, со старшими дошкольниками можно обсудить, какие материалы менять, какие оставлять в группе.
Например, многим детям нравилось играть в центре конструирования, но из – за перегруженности полок и набора одинаковых коробок темного цвета с игровым материалом дошкольникам приходилось вытаскивать и открывать все коробки, чтобы найти предпочитаемый материал. Педагог обсудил с детьми, почему сложно отыскать необходимый материал, что можно сделать, что бы облегчить игру. Один из детей предложил сделать наклейки с изображением того, что находится в коробке, остальные поддержали его.
Многие психологи и педагоги рассматривают выбор как проявление субъективности, мотивированное потребностью человека быть свободным. Впервые способность к выбору проявляется в конце раннего возраста, и связано это с появлением центрального новообразования дошкольного детства – воображением. Уже в этом возрасте взрослому важно обеспечить возможность выбора, посильного для малыша. Маленькие дети нуждаются во внешне заданной ситуации выбора, в задачах на выбор для того, чтобы стать в дальнейшем подлинными субъектами личностного выбора.
Именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка и демонстрирует ее в своем поведении как осмысление любой жизненной ситуации. Психологи отмечают, что часто ребенок проявляет больше готовности попробовать что – то, если знает, что в любой момент сможет отказаться от этого занятия, если пожелает. Любое насилие воспринимается ребенком негативно. Поэтому следует обеспечить дошкольникам педагогическую поддержку, возможность испытать, попробовать разнообразные деятельности, сюжеты игры, из которых каждый ребенок будет выбирать то, что для него значимее, интереснее, ближе, результативнее.
Общая рекомендация заключается в том, что педагогу следует поддерживать и позитивно отмечать сам факт инициативного высказывания, даже если оно почти полностью повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, проявляющих застенчивость, боящихся проявлять инициативу. В противном случае будут закрепляться такие качества как пассивность, безволие, нерешительность, заниженная самооценка, стремление избегать ответственности, инфантилизм.
Исследователи отмечают тесную связь между проявлением инициативности и творческими проявлениями дошкольников. В связи с этим важно обогащать у старших дошкольников опыт творческого инициирования. Для этого можно использовать проблемные и творческие задания, обучающие ситуации, в которых дети придумывают и создают нечто новое.
Рассмотрим примеры таких ситуаций: «Придумаем новую подвижную игру».
По горизонтали компоненты игры, по вертикали – их содержательное наполнение, чем больше выбрано критериев, тем подробнее будет описана новая игра.
варианты игроки атрибуты движения место для игры игровая цель оценка результата
1 дети спасательные круги бросание площадка для прогулки спасти «тонущих» кто больше
2 дети и родители носовые платочки и камешки бег площадь группы донести до места кто быстрее
3 мальчики и девочки стулья прыжки прогулочный павильон быть медленным кто медленнее
4 бабушки и внуки самолетики из бумаги перебрасывание часть группы быть точным кто дольше
5 воспитатели и родители кегли и шарфики пролезание стол быть ловким кто лучше
6 дети двух групп мягкие игрушки ходьба площадь круга быть незаметным кто тише
Таким образом, наиболее значимыми условиями развития детской инициативности являются :
1. Обеспечение педагогической поддержки субъективных проявлений у ребенка, в том числе инициативности, активности, самостоятельности в повседневной жизни детского сада;
2. Предоставление разнообразия выборов в процессе общения и деятельности дошкольников;
3. Ориентация на интересы, запросы, возможности ребенка при организации образовательного взаимодействия;
4. Создание образовательной среды, способствующей проявлениям субъектности ребенка – дошкольника.