Ольга Быкова
Формирование основ здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада является физкультурно-оздоровительная работа. Здоровье – это то, что желает каждый человек, но абсолютно здоровым не может быть никто. Сложившиеся социальные условия, научно-технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, стоит только изменить свой образ жизни и человек сможет чувствовать себя здоровым.
Публикация «Формирование основ здорового образа жизни» размещена в разделах
Актуальность проблемы здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического характера, провоцирующих негативное влияние на состояние здоровья. В соответствии с современными требованиями в понятие «здоровый дошкольник» мы обязаны включать не только телесное здоровье ребёнка, но и уровень его общей культуры и социального развития. Осознание значимости проблемы здоровья детей дошкольного возраста побудило нас к проведению работы по формированию представлений у детей здорового образа жизни. Работа проходила к подготовительной к школе группе. Так как именно у детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни :
- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;
- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;
- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».
Для решения данного вопроса мы поставили перед собой цель: воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребёнка. Для достижения данной цели нам необходимо было решить определё нные задачи:
1. Совершенствование физических качеств;
2. Сохранение и укрепление здоровья детей. Снижение заболеваемости, повы-
шение защитных сил организма ребёнка;
3. Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к фи-
зической культуре и спорту, потребности к самосовершенствованию.
Прежде чем приступить к работе мы проанализировали карты здоровья
детей, провели мониторинг по образовательным областям, так как все эти области между собой интегрируют и направлены на соблюдение норм здорового образа жизни. Данный мониторинг показал, что часть детей находилась на низком уровне. Они слабо контролировали выполнение своих движений, нарушали правила в спортивных и подвижных играх, выполняли доступные возрасту правила здорового образа жизни только при напоминании взрослого.
На основании вышесказанного мы разработали комплекс мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей. Комплекс мер осуществляется по следующим направлениям:
I.Здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания дошкольников, которая включает в себя:
1. Комплексную, психолого- физиологическую диагностику развития ребёнка, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей.
2. Отбор педагогических здоровьесберегающих технологий.
В своей работе мы применяем эффективные приёмы инновационных здоровьесберегающих технологий. Одна из них это программа Ж. Е. Фирилёвой «СА-ФИ-ДАНСЕ». Целью её программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Её технология обеспечивает необходимый двигательный режим, хороший уровень знаний в области физического развития. Так же в своей работе опираемся на технологии Н. Н. Ефименко «Театр физического развития» и Н. А. Фоминой «Сюжетно- ролевая ритмическая гимнастика». Эти технологии основаны на повышение интереса к физической культуре и спорту, за счёт введения увлекательных форм работы во всех частях занятия таких как:
- танцевально-ритмическая гимнастика;
- игроритмика;
- игрогимнастика;
- игры-путешествия;
- фитбол-аэробика. Так же данные технологии предусматривают использование дыхательной и пальчиковой гимнастики, музыкально-подвижных игр.
3. Проведение закаливающих мероприятий, гимнастики. В нашем детском саду используются как традиционные формы закаливания – коррегирующая гимнастика после сна, босохождение, в летний период – солнечные ванны, так и нетрадиционные. В подготовительной группе мы решили рижский метод закаливания – это контрастные воздушные ванны: процедура после дневного сна длится 12минут, имеет характер перебежек из «холодной» комнаты в тёплую. В холодной комнате температура плюс13-13 градусов, в тёплой плюю 21-24 градуса. Деятельность в тё плой комнате: ходьба по дорожке «Здоровья»; в «холодной» комнате: физические упражнения, танцевальные элементы, подвижные игры. Количество перемещений не менее 6 раз с пребыванием по 1-1,5мин. Утренняя гимнастика проходит как в музыкальном зале с использованием музыки, так и на свежем воздухе, что благоприятно влияет на эмоциональную сферу старших дошкольников, способствует хорошему настроению детей.
4. Создание культурно-игровой сферы с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребёнка. Для более эффективного развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в двигательной активности используется не только физкультурный зал. В группе также оборудован физкультурный уголок. В нём собрано необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудование для профилактической работы с детьми.
5. Разработка образовательных технологий : занятия, направленные на формирование представлений о строении своего тела и отдельных систем и органов, беседы. Проводятся кукольные спектакли и досуги которые способствуют расширению и обогащению у детей знаний о здоровом образе жизни. Игры (дидактические с включением активных действий, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры с включением динамического компонента, игровые упражнения, художественная литература, просмотры видеофильмов, презентаций, направленных на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни.
II направление – модернизация содержания работы с детьми.
Включает в себя разработку дифференцированных занятий по физической культуре с учётом уровня двигательной активности детей, состояния здоровья, уровня физической подготовленности.
IIIнаправление – совершенствование адаптивных и функциональных возможностей детского организма через использование комплексов физических упражнений и игр, направленных на развитие двигательных качеств и способностей (координационных, ловкости, быстроты, силы, скорости, гибкости).
IVнаправление – взаимодействие детского сада с семьёй, школой, социумом. Формирование здорового образа жизни невозможно без взаимодействия детского сада с семьёй, школой и социумом. Мы привлекаем родителей к коллективному сотрудничеству через родительские собрания, круглые столы, деловые игры, семинары, досуги, открытые занятия. Так же взаимодействие с родителями проходит через индивидуальное сотрудничество: это анкетирование (выясняем занимаются ли родители спортом, интересуются ли спортивными достижениями ребёнка, а так же стремится ли к привлечению детей к здоровому образу жизни). Проводятся консультации, беседы, домашние задания. Родители принимают активное участие в жизни ребёнка : посещают совместные занятия детей и взрослых (особенность таких занятий в том, что взрослые помогают инструктору, и каждый из них – тренер своего ребёнка). Участвуют в организации выставок совместных работ детей и родителей, направленных на формирование основ здорового образа жизни. Невозможно представить жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и соревнований совместно с родителями. Дети и родители подготовительной группы с удовольствием играют, соревнуются с детьми и между собой.
Так же дети подготовительной группы посещают занятия в школе, направленные на формирование здорового образа жизни, а так же принимают активное участие в спортивных соревнованиях проводимых Маромицким центром досуга и библиотечного обслуживания.
В конце нашей работы мы провели повторный мониторинг по образовательным областям, который показал, что большинство детей(90%) достигли высокого уровня развития. Они результативно и точно выполняли физические упражнения. В двигательной деятельности успешно проявляли быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость. Соблюдали правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале, имели представление о том, что такое здоровье, понимали, как поддержать, укрепить и сохранить его. Благодаря целенаправленной и систематической работе по формированию здорового образа жизни у детей подготовительной группы создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости); осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей); прививается культура чувств, эстетическое отношение к здоровому образу жизни; развиваются интегративные качества (ребёнок становится физически развитым, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками, имея сформированное представление о здоровом образе жизни.
Хочется отметить и о положительном отзыве учителей. Они говорят о хорошей физической подготовленности наших выпускников. Дети легко адаптируются к школе, жизнерадостны, активны, мало болеют. Обладают хорошей выносливостью и работоспособностью. Выпускники ДОУ посещают спортивные секции и имеют хорошие спортивные достижения.
Таким образом, я стремлюсь, чтобы работа инструктора по физической культуре в нашем детском саду не сводилась к набору неких показателей физического развития детей, а чтобы они полюбили спорт и движения на всю жизнь. Чтобы дружба с физкультурой осталась полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни оставался насущной потребностью не тогда, когда они станут взрослыми.