Ирина Граевская
«Урицкий рубеж». Конспект занятия по расширению представлений детей о ВОВ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
– формировать у детей осознанный интерес к историческому прошлому нашей страны.
– обогащать знания детей о героическом прошлом Красносельского района;
- познакомить с историей Урицкого рубежа, ставшего передней линией обороны Ленинграда в годы фашистской блокады.
– способствовать формированию чувства гордости за свой народ, свою Родину;
– формировать чувство сопереживания людям старшего поколения, пережившего тяготы войны.
Материал: Презентация.
Ход:
Люди!
Покуда сердца стучатся, —
Темочки:
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!
Р. Рождественский
(На экране отрывок кадров последнего дня без войны) (слайд 1)
Вос-ль: Воскресенье 22 июня 1941 года в Ленинграде выдалось солнечным и теплым. Люди радовались наступившему лету и выходному дню. Одни уезжали на дачу, другие собирались в парки. И вдруг (слайд 2)
(голос Левитана объявляет о начале войны)
Все изменилось сразу, отошла в прошлое мирная жизнь. Началась война!
На границе Красносельского и Кировского районов протекает маленькая речка Дудергофка. Берега ее изрезаны оплывшими окопами, ходами сообщений, всюду- воронки от снарядов. Место долгие годы оставалось неухоженным и многие не знают, что было здесь в прежние годы. Даже жители соседних домов.
Мы с раннего детства часто гуляем по Поясу Славы, мимо 900 берез и нам очень захотелось узнать, почему здесь находятся памятники воинам Великой Отечественной и почему эти берега так изранены.
Война. Она ворвалась в мирную жизнь жителей всей страны. Враг наступал на нашу русскую землю. Это были фашисты. Впервые же дни войны родилась песня, поднявшая весь народ на борьбу с захватчиками. Ребята как называется песня?
Ответы детей.
Воспитатель: Это песня называется «Священная война»
(звучит песня «Священная война») (слайд 3)
Враг подступал к городу Ленинграду. В городе оставались в основном женщины и дети, потому что все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На подступах к Ленинграду шли жестокие бои.
Вот история маленькой девочки, которая родилась в Урицке и пережила все 900 дней блокады.
«Наши три дома стояли на берегу реки, недалеко от плотины и лодочной станции. Вокруг был парк, который шел до места, где сейчас находится кинотеатр «Рубеж» Наши три кирпичных дома дореволюционной постройки занимали рабочие Ждановского завода. В каждом доме было по две квартиры – на первом и втором этаже. В квартирах жило по две семьи. Я хорошо помню деревянную лестницу сбоку дома, которая вела на второй этаж.
Кроме нашего дома перед войной были построены шлакобетонные дома для рабочих Кировского завода и завода им. Молотова. Стояли они ближе к Петергофскому шоссе. Там был и кинотеатр и булочная-магазин, рядом с ней продавалось мороженное на круглых вафлях. По воскресеньям в парке было много народа, играла музыка, люди катались на лодках».
Озеро, образованное на Дудергофке плотиной, было огромное, прекрасное. На плотине стояла мельница, даже мельник там жил. После плотины река была мелкой и узкой, ее называли «Бабья речка», там и учились плавать местные ребятишки. А отдыхать летом на озере приезжали из Ленинграда семьями.
Участок, выбранный для рабочего поселка, располагался на высокой гряде, идущей вдоль берега Финского залива, Этим домам в дальнейшем дали название «Клиновские дома» как одному из опорных пунктов на Урицком рубеже внешнего обвода обороны Ленинграда. Строительство «Клиновских домов» было начато в 1928 году.
Семьи у рабочих в 30-х годах ХХ века были большие, почти в каждой по 4-5 детей. Жили люди очень дружно, все дети дружили, один велосипед - такая редкость в то время - был доступен для детей из шести квартир. Квартиры были и коммунальные, и отдельные, а двери не закрывались – замков не водилось. В выходные и праздничные дни женщины пекли пироги, накрывали столы в клубе, а дети готовили концерт: народные песни, частушки, стихи, даже спектакли. Выносили патефон, танцевали. Зал в клубе украшали самодельными флажками, бумажными цветами. В Новый год в клубе ставили большую елку и вешали на нее только самодельные игрушки. 1
Фашисты хотели уничтожить не только город, но и жителей. Они окружили город со всех сторон (слайд 5)
Игра «Кольцо»
Воспитатель: Ребята, а вы понимаете кольцо блокады?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти, ни зайти. Присядьте на свои места.
Какого цвета. ?
Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Какого цвета круги ада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.
Город оказался блокированным с суши и с моря.
Началась блокада Ленинграда. Ребята как вы понимаете слово «блокада»?
Ответы детей.
Воспитатель: “Дорогой жизни” под огнем противника везли хлеб в город, а обратным рейсом эвакуировали часть населения стариков и детей
Особенно тяжело было зимой. А зима выдалась очень суровая. В городе отключили свет, отопление, воду. Жителям города выдавали маленький кусочек хлеба. Всего лишь 125 грамм на одного человека и на целый день. (слайд 6)
– Как вы думаете, можно наесться таким кусочком хлеба?
Ответы детей.
Воспитатель: Рядом с «Клиновскими домами» находится небольшой холмик, на котором установлен столбик со звездой и надписью: «Братская могила. 1941-1945». «Здесь 18 сентября 1941 года погибли Николай Васильевич Тихомиров, Софья Кирилловна Ляшкевич и трое безымянных бойцов при защите города Ленинграда от фашистов». Установлено, что Коля и Соня - дети, они были убиты одной миной. У этой могилы на протяжении уже многих лет каждый год 9 мая собираются оставшиеся в живых жители Урицка и Клиново, их потомки.
Воспитатель: А теперь давайте немножко отдохнем.
Проводится динамическая пауза
Раз, два, три, четыре (Руки поочередно то на пояс, то вниз)
Будем всех сильнее в мире. (Руки в стороны и с силой к плечам)
Будем мир мы защищать, (Поднимают прямые руки и скрещивают над головой)
Будем маму обнимать, (Обнимают себя)
Будем чаще улыбаться, (Повороты в стороны, улыбаются друг другу)
А не ссориться и драться! (Жест указательным пальцем, имитирующий отрицание)
Воспитатель: (слайд 7)
Трудно было и взрослым и детям. Взрослые должны были много работать на заводах, чтобы помогать бойцам на фронте.
(слайд 8) Многие дети тем временем очень часто оставались одни. Им было страшно и неуютно оставаться дома в нетопленных комнатах. Некоторым из них (слайд 9)
Этот мишка спас девочку от болезни.
Девочка заболела, а мама никак не могла оставаться с девочкой дома. Она должна была много работать. Тогда мама, чтобы девочка не скучала и быстрее выздоравливала, выменяла на рынке этого мишку. Девочка была с мишкой неразлучно. Она брала его с собой спать. И через некоторое время мама увидела, что девочка, играя с мишкой, стала поправляться.
А вот эту одежку для кукол сшила маленькая рукодельница, находясь в бомбоубежище во время бомбежек. А потом, когда девочка выросла, она стала модельером (слайд 10)
И эти игрушки помогали детям пережить страшное время блокады. (слайд 11)
Воспитатель: послушайте стихотворение Ольги Масловой
***
Война — это боль, это смерть, это слёзы,
На братских могилах тюльпаны и розы.
Над миром какое-то время лихое,
Где правит война, никому нет покоя.
Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн — НИКОГДА и НИГДЕ не бывает!