Наталья Дмитриева
«Ура! Ура! Гулять пора!». Организация деятельности детей на прогулке (практические советы из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка в жизни детского сада занимает значительный отрезок времени. По современным требованиям САНЭПИНА длительность прогулки в детском саду должна составлять не менее 3-4 часов. Как организовать деятельность детей, чем их занять, чему научить, как с пользой для развития и здоровья ребенка провести это время? Думаю, что многие из моих коллег задавали эти вопросы себе. Я хочу поделиться своим наработками в планировании и организации деятельности детей на прогулке.
Публикация «„Ура! Ура! Гулять пора!“, Организация деятельности детей на прогулке (практические советы из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Прогулки. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
За годы многолетней работы с детьми у меня сложился определенный алгоритм организации деятельности детей на прогулке. Безусловно возникновению его послужило и изучение соответствующей методической литературы,и собственные наблюдения и опыт,и изучение опыта коллег в данном направлении, и анализ деятельности детей на прогулке. Все это в совокупности и привело к созданию такого алгоритма.
Алгоритм организации деятельности детей на прогулке
1. Наблюдения;
2. Ознакомление с окружающим миром;
3. Поисковая деятельность;
4. Экспериментальная деятельность;
5. Овладение основными видами движений;
6. Подвижные игры;
7. Трудовая деятельность;
8. Самостоятельная деятельность детей
Возможно, для многих из вас ничего нового в этом нет. Но, следуя этому алгоритму, значительно легче спланировать деятельность детей и проще зафиксировать этот план на бумаге.
Остановлюсь более подробно на пунктах этого алгоритма.
Наблюдения
Этот вид деятельности, пожалуй, самая важная часть прогулки. Именно через наблюдение мы знакомим детей с окружающим миром. Конечно не все виды наблюдений можно запланировать заранее, иногда на прогулке возникают непредвиденные ситуации, и наша задача использовать любую возможность знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.
Обычно наблюдения я планирую в такой форме:
1. Наблюдения в неживой природе;
2. Наблюдения в мире растений;
3. Наблюдения в мире животных;
Чаще всего тематика наблюдений связана с темой недели. Вот пример планирования наблюдений:
Тема недели - " Весенние деньки" (с 22апреля по 26 апреля)
-средняя группа
1. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
-продолжаем наблюдения за весенними изменениями в неживой природе: за небом и облаками, ветром и солнцем.
- наблюдение за признаками первой весенней грозы (гром, молния, ливень, быстротечность.);
-закрепление знаний о смене частей суток - увеличение длительности светового дня;
- продолжаем учить детей рассказывать, какая сегодня погода и отмечать ее в календаре природы;
2. МИР РАСТЕНИЙ
-продолжаем учить детей отмечать изменения, происходящие с растениями весной - появление листьев на деревьях, цветение кустарников, активных рост многолетних растений, цветение травянистых растений.
-рассматриваем с детьми цветущие первоцветы: примула, тюльпаны, нарциссы.
-наблюдаем за цветением деревьев и кустарников - черемуха, береза.
-рассматриваем ветки с молодыми листочками: береза, липа,рябина - учим сравнивать по цвету и форме;
- воспитываем бережное отношение к растениям;
3. МИР ЖИВОТНЫХ
- наблюдаем с детьми за поведением скворцов - как строят гнездо в скворечнике, как пением приглашают сородичей, как охраняют свое жилище от ворон;
-продолжаем наблюдение за поведением птиц:чем заняты, как поют.
-обращаем внимание детей на пение птиц - становится разнообразнее, почему?
- по возможности знакомим детей с внешним видом птиц, прилетающих на участок - зяблики, трясогузки.
Рассматривание подснежников
Ознакомление с окружающим миром
Данный вид деятельности на прогулке созвучен с наблюдениями, но несколько значителен по объему и разнообразию информации. Работа ведется по нескольким направлениям:
1. Рассматривание объектов живой и неживой природы
Рассматривание дождевого червя
2. Ознакомление с трудовой деятельность взрослых
- знакомство с трудом дворника (в зависимости от сезона);
-знакомство с работой снегоуборочной и другой дорожной техникой;
-знакомство с различными видами транспорта;
- знакомство с трудом строителей и т. д. (в зависимости от условий)
3. Ознакомление с общественной жизнью поселка
- целевые прогулки на школьный стадион, к спортивному комплексу, к памятным местам поселка, к другим общественным объектам поселка;
На Аллее Победы
4. Ознакомление с правилами безопасного поведения на прогулке
Нельзя тянуть друг друга за капюшон!
Соблюдай правила катания с горки
Поисковая деятельность
Данный вид деятельности на прогулке направлен на развитие познавательных способностей детей: умение ставить задачу, находить в окружающем мире ответы на поставленный вопрос, умение делать выводы и умозаключения. Это своеобразное целевое наблюдение и поиск ответов в природе. Поисковая деятельность присутствует почти на каждой прогулке. Ее направление чаще всего обусловлена темой недели или сезонными изменениями. Предлагаю вашему вниманию примерную тематику поисковой деятельности детей на прогулке:
Осень
- п\д " Где живут паучки?" - где и почему появляется ранней осенью паутинки;
-п/д " На каких деревьях появились желтые листья" - поиск желтых листьев на разных видах деревьев, сравнение - где больше, где меньше;
-п/д " Какие краски у осени?" - отмечаем изменение окраски листьев на деревьях осенью - какие по цвету, у какого дерева какой цвет листьев;
-п/д " Какие бывают семена?" - поиск семян растений, сравнение, значение, особенности;
- п/д " Какие деревья не хотят расставаться с листочками" - изучаем особенности опадания листьев у разных деревьев;
-п/д " Где замерзли лужи?" - отмечаем следы ночного понижения температуры, выясняем, почему одни лужи растаяли, а другие нет;
Зима
- п/д "Какой сугроб глубже?" - знакомим с понятием " глубина", учим измерять глубину сугроба;
- п/д " Чьи следы" - учим детей находить и определять следы на снегу;
-п/д " Куда прилетят кормиться зимующие птицы?" - ищем с детьми деревья и кустарники с семенами, выясняем, почему сюда прилетят птицы;
- п/д" Какие птицы прилетали на кормушку" - узнавание следов и определение каким птицам они принадлежат;
- п/д " Где появились сосульки?" - определение места появления сосулек, выяснение причины, почему именно здесь появились;
Весна
-п/д " Откуда дырочки на снегу?" - знакомство с капелью, выяснение причины появления дырочек на снегу;
-п/д "Где появились проталины?" -поиск проталин,выяснение причин таяния снега у домов, под деревьями;
-п/д " Где могут построить птицы гнезд?" - определение местонахождения птичьих гнезд на участке, выяснение причины- почему именно здесь;
-п/д " Где цветет мать-и-мачеха?" -определение мест цветения первоцветов, выяснение причины появление цветов именно здесь;
-п/д " Какие насекомые проснулись?" - находим места появления насекомых, выясняем причину;
- п/д " Какие деревья цветут на нашем участке?" - находим цветущие деревья, сравниваем цветки, закрепляем названия деревьев;
Экспериментальная деятельность
На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями. Вот опыты, которые можно проводить с детьми на прогулке:
Осень
- Изучение свойств песка
- Изучение ветра и опыты на определение направления ветра;
-Изучение свойств объектов неживой природы
(тяжелый- легкий, сыпучий - вязкий, жидкий - твердый);
Зима
- Изучение свойств снега и льда:
-" Превращение снега и льда в воду"
- "Бывает ли снег чистым?"
- " Цветные льдинки"
- " Когда лед не бывает скользким?"
- " Когда можно лепить из снега?"
Весна - лето
- ОПЫТЫ С СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ
- " Где сильнее греет солнце"
- " Как появляются солнечные зайчики?"
- " Разноцветный мир"
- " Как появляется тень?"
ОПЫТЫ С ВОДОЙ:
- " Тонет - не тонет"
- " Где можно найти воду?"
- " Какой формы вода?"
Овладение основными видами движений
Прогулка - самый благоприятный режимный момент для овладения детьми основными видами движений. Планируя работу в этом направлении, мы опираемся на планы физкультурного руководителя и стараемся на прогулке закрепить те виды движений, с которыми дети знакомились на физкультурных занятиях. Формы работы разные:
-ИНДИВИДУАЛЬНО
Обучение владению мячом
Обучение ходьбе на лыжах
-ФРОНТАЛЬНО ПО ПОДГРУППАМ
Обучение прыжкам на через препятствие
Обучение ползанию
-ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Игра в футбол
Подвижные игры
Организация подвижных игр на прогулке - это огромнейшая возможность повысить двигательную активность детей, улучшить психико- эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчинятся правилам, воспитывать навыки коллективной игры. Нет смысла останавливаться на перечне подвижный игр, используемых на прогулке - их много и вам безусловно знакомо. Остановлюсь на принципе отбора подвижных на прогулку:
-СЕЗОННОСТЬ
Зимой - " Мороз - Красный нос" или " Зайка беленький сидит";
Осенью - " Солнышко и дождик" или " Перелетные - зимующие птицы";
Весной - " Ручеек" или " " Птицы и гнезда";
-СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ НЕДЕЛИ
Например : тема недели - " Защитники Отечества"
подвижные игры: " Меткий стрелок" или " Перепрыгни через ров";
- СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЫ ИГРЫ ЗАКРЕПЛЯЕМОМУ ВИДУ ДВИЖЕНИЙ
Например:
Закрепляемый вид основных движений - владение мячом;
Подвижная игра - " Мой веселый звонкий мяч";
П/и " Али - Баба"
П\и " Поймай хвост дракона"
Трудовая деятельность
организация трудовой деятельности на прогулке позволяет решить несколько задач:
- воспитание трудолюбия;
- формирование навыков трудовой деятельности;
-воспитание у детей чувства значимости их труда для общества;
Виды трудовой деятельности разные: одни зависят от времени года и условий на участке для прогулок, другие присутствуют постоянно.
ЕЖЕДНЕВНО:
- создание безопасных условий для прогулки;
- уборка и мытье игрушек:
- приведение в порядок оборудования на участке;
ОСЕНЬЮ:
- уборка урожая;
- сбор семян;
- уборка опавших листьев;
- уборка клумб от увядших растений;
ЗИМОЙ ;
- расчистка дорожек и оборудования от снега;
- создание снежных построек
- украшение и забота о снежных постройках на участке
- посыпание дорожек песком;
-забота о птицах;
- забота о растениях (укрывание снегом стволов деревьев и корней многолетних растений);
ВЕСНОЙ
- рытье канавок и осушение участка;
- забота о растениях (уборка сломанных веточек, прошлогодней листвы);
- работа на клумбах и огороде (рыхление, подсыпка земли, посев семян, посадка рассады)
Самостоятельная деятельность детей
На прогулке у детей разнообразное поле для самостоятельной деятельности.
Из опыта работы - появилось правило для воспитателя.
ПРАВИЛО - В течение 20-30 минут после выхода на прогулку предоставляю полную (контролируемую) свободу действий!
ПРИЧИНА - Дети настолько устают от моего голоса во время занятий, что надо им дать возможность отдохнуть от меня!
НО свобода детей относительна! В это время решаются определенные задачи:
- дети учатся организовывать свою деятельность;
-воспитатель ведет наблюдение за отношениями между детьми, выявляет предпочтения детей, проводит диагностику игровых и коммуникативных навыков у детей.
Вот несколько примеров самостоятельной деятельности детей:
Завели подружки хоровод!
Составление узора из пробок
Проводим в дом электричество!
Секретный пень!
Список литературы, которая мне помогает планировать:
1. Воронкевич О. А. " Добро пожаловать в экологию" изд. Детство-пресс, 2006 г.
2. Николаева С. Н. " Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве", Москва, " Просвещение", 2002 г.
3. Голицына Н. С. " Перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении", Москва, изд.
" Скрипторий 2003", 2007 г.
Вот такие мои практические советы. Буду рада, если это кому- то поможет в планировании прогулок. Если кого- то заинтересует, могу предложит понедельное планирование прогулок в средней группе.