Папки-передвижки

Консультация для родителей «Упрямство и капризы»

Илона Откидач
Консультация для родителей «Упрямство и капризы»
▼ Скачать + Заказать документы

Упрямство и капризы

Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство,кто-то- на капризы, а бывает и то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5 -3 года, а в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте- около 5 лет. Капризность же обычно начиная с 4 лет и во многом определяет поведение ребёнка в среднем и даже старшем дошкольном возрасте.

И упрямство, и капризы- две стороны одного и того же нарушения проявление трудностей социализации у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых- в капризах.

Развиваясь в обществе, ребёнок овладевает определёнными способами поведения, взаимоотношений с людьми, усваивает установленные нормы. Данный процесс и есть социализация. Процесс, конечно сложный, не всегда протекает гладко. В социальном развитии ребёнка в первую очередь оказывает влияние семья. Личность родителей, взаимоотношение в семье, правила поведения, требования предъявляемые ребёнку, их согласованность, учет возраста и индивидуальные особенности ребёнка. Это является основным фактором. определяющий характер ребёнка. Встречающиеся при этом трудности, нарушения поведения в форме капризов или упрямства обязательно имеют в своём истоке не только особенности самого ребёнка его характер, тип нервной системы,привычки и. т. д., но и особенности поведения взрослых членов семьи (в первую очередь родителей).Упрямство детей обусловлено тем, что родители требуют от своих детей немедленного и безоговорочного повиновения. При этом малейшее промедление в выполнении требование или неудача ребёнка, а уж тем более его отказ подчиниться- злонамеренность, протест и родители считают своим долгом сломить, перебороть. Такие родители относятся к «упрямству» малыша очень эмоционально, приходят в ярость, но не делают никаких попыток разумно разобраться в возникшей ситуации и разрешить конфликт приемлимым для обеих сторон путём. Фактически они вступают в аффективное, эмоциональное «сражение» с ребёнком, никогда ему не уступают, стараясь «переупрямить» и во что бы то ни стало добиться подчинения, т. е. применяют ту же самую тактику, что и ребёнок. Это всё ведёт лишь к усилению конфликта и закреплению упрямства как формы поведения ребёнка, причём постепенно оно «обогащается» всё новыми разновидностями, которые малыш усваивает от упрямой матери. Сильный,энергичный ребёнок иногда может «добиться победы» в этой изнурительной борьбе и тогда постепенно превращается в семейного тирана с яруко выраженными эгоистическими чертами характера: он ни с кем не считается и старается добиваться своего всегда, во всём и со всеми, не пытаясь никого понять. Нередко у таких детей наблюдается агрессивность, жестокое поведение по отношению к сверстникам, осмеливающихся их ослушаться, выраженное стремление во что бы то ни стало главенствовать в группе детей (причём в выборе средств достижения своих целей такие дети особенно не церемонятся) К счастью, это бывает достаточно редко. Гораздо чаще строгим родителям удаётся «сломить» так раздражающее их упрямство, а заодно и развивающуюся ребёнка, подавить его активность, инициативность, формирующуюся независимость и чувство собственного достоинтства. В результате взрослый человек растёт покорным, печальным, трусливым, застенчивым…

Отношение с родителями у таких детей остаются на всю жизнь омрачены их вынужденным и подчиненным положением, лишены непосредственной эмоциональной близости. Дети страдают от недостатка любви и нежности, так как не в состоянии понять «лучших чувств»,которые движут их родителями, искореняющими нежелательное упрямство. Это определяет и дальнейшее социальное поведение ребёнка-неуверенность в себе, неумение найти место в коллективе, трудности при попытках подружиться со сверстниками. Большинство таких детей всё же приспосабливаются к жизни в обществе, усваивают общепринятые формы поведения, но их более личные контакты остаются очень несовершенными: если в обществе детей их поведение не бросается в глаза, не вызывает нареканий, то попытки индивидуальных контактов оказываются очень робкими, неуверенными и часто неудачными, дети указанного типа очень страдают не, столько даже в дошкольном возрасте, сколько в школьном из-за того, что не могут найти друга. А если им это и удаётся, то они попадают в полную эмоциональную зависимость от него и подчиняются во всём, иногда даже с удовольствием. Излишне говорить, что это является достаточно серьёзным нарушением личностного развития. Искажения такого рода наиболее сильно проявляются в подростковом возрасте, когда развивающаяся личность вступает в «непростое время» с принятыми в семье формами воспитания и начинает отстаивать свои права с такой силой, что даже очень строгие родители обычно не в состоянии справиться с «упрямством» своего ребёнка. Стремительное «освобождение» подавленных возможностей личности вступает в противоречие с привычным семейным укладом, подросток компенсирует недостаток «свободы» самыми разными (как правило не одобряемыми родителями) способами, и часто отчуждение детей и родителей на этом этапе достигает наибольшей степени. Очень тяжёлый подростковый период -нередко расплата за ущемление самостоятельности, активности, чувства собственного достоинства в детстве.

В подобном конфликте всегда как минимум два участника- ребёнок и взрослый из которых ребёнок категорически не желает подчиниться требованию родителя, который с такой же силой и категоричностью продолжают отстаивать своё. Исправить такое положение дел, можно только при участии обоих- и большая доля по справедливости должна приходиться на взрослого -более опытного, умного, социально адаптированного,способность понять своего ребёнка,помочь ему.

Первые признаки упрямства не случайно обнаруживаются у совсем маленьких детей-2-3 лет. Именно в этот период у ребёнка резко возрастает активность, самостоятельность,настойчивость в достижениях своих, пусть даже самых незамысловатых желаний. В это время малыш уже может иметь собственное мнение, не всегда совпадающее с мнением родителей и пытается его отстаивать. Одним из способов настоять на своём является и упрямство-первая попытка самоутверждения.

Тактика родителей в этот период должна сводиться к терпеливому и настойчивому, но мягкому по форме приобщения ребёнка к правилам и нормам, принятым в обществе. От окружающих ео взрослых малыш усваивает правильные способы действий с предметами; из чашки пьют, а стучать ею по столу или сбрасывать на пол нельзя; кошку можно гладить, но нельзя дёргать за хвост; книгу можно листать, рассматривать в ней картинки, но нельзя рвать…В общении со взрослыми ребёнок уясняет и первое правила поведения с людьми; можно рассчитывать на их помощь, если их об этом попросить, но нельзя добиваться своего криком,плачем, топоньем ногами….Умелое поведение родителей помогает малышу научиться вести себя как положено в разных ситуациях дает ему возможность овладеть необходимыми навыками: самостоятельно есть, одеваться, проситься на горшок ит. д. Правильная организация взрослыми жизни ребёнка уменьшает вероятность появления у него нежелательных реакций, в том числе и упрямства. Одной из частых причин появление упрямства и капризов является отступление от привычного уклада жизни- нарушение режима, резкая смена обстановки, обилие новых впечатлений, плохое самочувствие. Как только обстановка нормализуется, исчезает и упрямство. Поэтому необходимо в первую очередь отыскать, что мешает ребёнку, что вызывает его протест. Для этого надо хорошо представлять себе привычки, потребности и желания малыша, разумно их оценивать.

Для ребёнка раннего возраста очень значима обстановка за столом, где он ест: его место, посуда, порядок принятия пищи, сама еда (незнакомые блюда часто вызывают недоверие и отказ от них).Для взрослого человека всё это не так уж и важно, и он может просто не понять, с какой кстати, малыш, который всегда прекрасно ел, вдруг начал отворачиваться от тарелки, отталкивать хлеб, плакать и скандалить за едой так, что любой прием пищи становиться мучением для обоих. А всё дело,оказывается, в том, что мама села его кормить не справа,а слева, да ещё поставила перед ним большую тарелку и предлагает незнакомое блюдо.

Так возникают споры из-за еды, которые во многих семьях вырастают в проблему. Есть простые и известные способы этого избежать -щадить привычки и желания ребёнка, если они не являются совершенно неприемлемыми и опасными для него самого и окружающих. Конечно надо малыша остановить, если он хочет попробовать ложкой перец или горчицу или пытаться дотянуться до горячей кастрюли. А ещё лучше просто лишить его этой возможности, заранее позаботившись, чтобы такие вещи были вне поле зрения и пределов его досягаемости. Но если ребёнок хочет съест с начало мясо,а потом гарнир, то разумнее уступить ему, и не доводить дело до конфликта.

Другой причиной упрямства является несвоевременное (без учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка) стремление родителей как можно раньше приучить малыша к пользованию горшком, самостоятельному одеванию и другим навыкам самообслуживания. При этом они часто склонны объяснять неудачи ребёнка его упрямством. («может, просто не хочет»,не понимая при этом, что через несколько месяцев ребёнок без труда овладел бы требуемыми навыками, осознав, что от него хотят.

Если родители в своих требованиях строги и педантичны, да ещё обладают властным характером, то детей они чаще всего считают упрямыми при этом обычно равнодушны к внутреннему миру собственного ребёнка к его чувствам и переживаниям, эмоционально далеки от него. Просьбы детей их раздражают, а причины того или иного желания ребёнка, мотивы его действий они часто не стараются понять.

Второе место на жалобы родителей занимает не аккуратность ребёнка. Причины здесь те же: родители не учитывают возможности малыша, его возрастных особенностей. У ребёнка нет врожденного стремления к чистоте, аккуратности-эти качества могут быть сформированы лишь в процессе длительного воздействии, обучения и воспитания. Целесообразно постепенно, не навязчиво, но настойчиво приучать его к опрятности, а не возмущаться постоянно тем, что не всё у него ещё получается.

Одной из распространенных ошибок воспитания, ведущих к появлению упрямства,бывает именно повешенная требовательность родителей в приучении ребёнка к порядку без учёта его реальных умений. Усугубляется это тем, что родители упрямых детей почти всегда ориентированы на жёсткую норму. Они строят своё поведение на основе собственных представлений о том,что ребёнок обязан делать и уметь, без учёта его возможностей и желаний. При этом часто мать и отец не только обладают властным, честолюбивым характером,но и отличаются мелочной пунктуальностью, не терпят никаких отступлений от своих принципов, норм,взглядов. Они всерьёз полагают, что неопрятность, которая так их раздражает,- следствие злого умысла со стороны маленького эгоиста. Если даже им объяснить, что малыш ещё не может в такой мере регулировать своё поведение, что его поступки определяются познавательными потребностями или потребностью в движении, такие мамы скажут: «Да пусть бегает,но не падает» Естественно, что для дошкольника это почти не реально.

Таким образом, специфика личности родителей, их нежелание учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, излишняя требовательность и малая эмоциональная близость являются наиболее частой и основной причиной детского упрямства и возникновение конфликтов в семье. Но есть и ещё ряд причин более редких, но тоже влияющих на упрямства. Это биологические особенности функционирования центральной нервной системы. Родовые травмы, асфиксия новорождённых, тяжёлые инфекции, перенесённые матерью или ребёнком, зачастую определяются известные физиологические отклонения, одним из проявлений которых может быть необоснованное, на первый взгляд, упрямство в раннем возрасте,а при неправильном воспитании -и в дошкольном. Стремление родителей «искоренить упрямство,даже если не приводит к невротическим реакциям,всегда является в какой-то мере источником этого самого упрямства и усугубляет его проявления. Упрямство свойственно детям энергичным, достаточно «сильным духом»,с высокой самооценкой, детям активным,имеющим собственное мнение и способным его отстаивать (не всегда удачным способом и не всегда вовремя).Есть ли смысл так настойчиво бороться с этим своеобразным проявлением независимости ребёнка? Не лучше ли направить все качества, лежащие в основе упрямства, в нужное русло? Это возможно только при одном условии уважение к ребёнку.

Чем содержательнее жизнь ребёнка и чем больше он делает сам, тем меньше времени и сил остаются на капризы. И хотя капризы исчезают далеко не сразу, при настойчивом внимательном руководстве цели вполне можно достигнуть.

В целом же для искоренения и упрямство и капризов необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих качеств лежат не в ребёнке, а в родителях. Искать же источник упрямства и капризов только в ребёнке бесполезно!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Капризы весны»Фотоотчет «Капризы весны» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! А у нас зима, похоже уходить насовсем не собирается. В ночь на 30 марта город засыпало, как всегда.

Капризы детей и как с ними справиться. Консультация для педагогов и родителей Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI века. Некоторые мамочки считают это.

Консультация для родителей «Капризы и упрямство детей» Что необходимо знать? Период упрямства у детей начинается примерно с двух лет. Но есть дети, которые начинают упрямиться даже в первый год.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Упрямство и капризы»
Опубликовано: 8 января 2025 в 17:41
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Упрямство и капризы»» (включая файлы) размещена пользователем Илона Откидач (УИ 2210878) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД