Светлана Южакова
Упражнения для профилактики жестокого обращения в замещающей семье
▼ Скачать + Заказать документы
Цель упражнений — повышение уровня компетенций приемных родителей в области эффективных способов взаимодействия с детьми и обучение методам саморегуляции, профилактика жестокого обращения с приемными детьми.
Упражнение «Кто Я?».
Цель упражнения: развитие навыков рефлексии и эмпатии у родителей.
Невозможность четко ответить на вопрос: «Кто я?» естественным образом формирует подспудный страх: «Я – никто!» и служит источником невроза. «Трудные подростки» трудны, прежде всего, для самих себя. Внутренние противоречия, впадение в крайности, одиночество и неуверенность переживают все в этом возрасте. Ответьте на поставленные ниже вопросы, расскажите о тех чувствах и переживаниях, сомнениях, которые возникали у вас в период размышления над этими вопросами.
Публикация «Упражнения для профилактики жестокого обращения в замещающей семье» размещена в разделах
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Задание - написать определения:
Кто Я?
Я как женщина (мужчина)
Я как родитель
Я как профессионал
Обсуждение: какие чувства Вы испытали? Что было сложнее, что легче?
Упражнение «Образ тревоги».
Помимо того, что человек должен находить способы восполнения своих ресурсов, ему также важно справляться с собственной тревогой. Для этого мы с вами проделаем следующее упражнение.
Участникам предлагается нарисовать на листе образ собственной тревоги. Если это задание у кого-то вызывает затруднение, ему предлагается выбрать карту, которая символизировала бы его тревогу, и на ее основе выполнить свой рисунок.
После этого происходит обсуждение рисунков:
- На что похожа ваша тревога?
- В каких ситуациях вы ощущаете тревогу сильнее?
- Что могло бы помочь вам меньше тревожиться?
- Как можно преобразовать изображенную тревогу?
После этого просят преобразовать рисунок тревоги:
- Что вы чувствуете сейчас, глядя на изменившийся рисунок?
- Можно ли в повседневной жизни «преобразовывать» тревогу в какое-нибудь более спокойное состояние, и что может помочь это сделать?
Упражнение «Ромашка»
(варианты аффирмаций- букв. «подтверждение»- краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека, способствуя улучшению его психоэмоционального фона и стимулируя положительные перемены в жизни).
Психолог с ромашкой в руках, подходит к замещающим родителям и предлагает оторвать лепесток (на лепестке написаны утверждения - аффирмации, их нужно проговорить так, чтобы они были услышаны Вселенной).
Упражнение «Коридор добрых слов»
Цель упражнения: взаимопонимание в группе, оказание поддержки, актуализация и активизация добрых чувств между приемным родителем и ребенком.
Участники стоят в пары «родитель-ребенок» образуя коридор. Родитель медленно проводит ребенка с завязанными глазами через коридор. Участники коридора шепотом, на ушко, говорят каждому что-то хорошее.
Обсуждение:
– Что чувствовали, когда шли через коридор?
– Что чувствовали, когда говорил что–то приятное?
– Легко ли было найти для каждого свое доброе слово?
Упражнение «Поплавок в океане».
Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел… Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки выныривания…Ощутите движения волны… Тепло солнца… Капли дождя…Подушку моря под вами, поддерживающую вас…Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане. Подумайте, можно ли сравнить маленький поплавок и ребенка, оставшегося без семьи? Чем? Какого ему одному в океане?
Упражнение: «Травмы прошлого».
Травму, которую пережил ребенок, может проявиться в поведении ребенка впоследствии самым неожиданном образом. Сейчас мы при помощи специальных упражнений попробуем увидеть, как это происходит. Сейчас мне нужна будет одна пара добровольцев. Выберите: кто из вас будет ребенком, а кто воспитателем (приемным родителем). Сначала мне нужен один доброволец, с которым мы вместе выйдем за дверь: Сейчас вы должны изобразить ребенка, у которого в жизни случилось, что - то страшное, связанное для вас с цифрой 3. Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками». Сейчас я хочу пригласить воспитателя: «Научите ребенка считать до пяти».
Рефлексия:
Вопрос воспитателю (приемному родителю): Что вы испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?
Вопрос детям: Что вы испытывали, когда воспитатели пытались заставить вас выполнить вашу просьбу? Расскажите сейчас, какая установка была вам дана?
Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?
Ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова. Обсуждение в большой группе.
Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем
Упражнение «Разожми кулак».
Инструкция: группа делиться на пары, рассчитывается на «первый-второй». «Первые» - сжимают кулак, «вторые» - пытаются разжать его любыми способами, исключая болевые.
Вопросы для обсуждения:
• Было ли легко выполнить задание?
• Какие способы использовали?
• Как восприняли их «первые»?
• Хотелось ли разжать кулак?
Комментарии ведущего: для достижения цели, сила и напор не всегда наилучшая стратегия.