Евгения Лукьянова
Умная гимнастика. Кинезиологические упражнения для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Мне хотелось бы поделиться опытом развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования кинезиологических упражнений. Под интеллектом, как правило, понимается «ум». Умный человек, интеллектуал, обладает развитым аналитическим мышлением, легко осваивает новые виды деятельности, демонстрирует хорошую память и развитое воображение, умеет управлять своим вниманием и находить эффективные решения для самых разных трудностей.
Публикация «Умная гимнастика, Кинезиологические упражнения для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Средняя группа
- Темочки
Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в виде целевых ориентиров как раз акцентируют внимание, что на этапе завершения уровня дошкольного образования мы хотим увидеть следующие социальные и психологические характеристики личности ребё нка:
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.
-у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими.
- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свои функции. Левое отвечает за логические и аналитические мыслительные процессы. Обеспечивает способность чтения и письма; запоминание (стихов, дат, фактов); планирование будущего; математические способности. Правое отвечает за творческие процессы, интуицию. Помогает разбираться в ситуации, находя нестандартные решения. Обеспечивает развитие образного мышления; ориентацию в пространстве; чувство юмора; восприятие эмоций; развитие воображения, фантазии.
Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. С помощью гимнастики для мозга мы можем решить ряд представленных ниже задач и получить ожидаемые результаты.
Задачи:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие психических процессов (памяти, воображения, мышления, внимания, речи);
• снятие утомляемости, нервного напряжения;
• создание положительного эмоционального настроя.
Ожидаемые результаты:
• формирование концентрации и переключаемости внимания;
• повышение способности к произвольному контролю;
• кумулятивный (накапливающийся) эффект повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Основоположником гимнастики для мозга считается Пол Э. Деннисон. В начале 1980-х годов Пол Э. Деннисон и его жена и соавтор, Гейл Э. Деннисон, создали образовательную кинезиологию (Edu-K) – расширенное обучение через движение. Пол разработал простые и эффективные упражнения, которые обеспечивают синхронизацию двух полушарий и облегчают процесс обучения. Эти 26 упражнений Пол Деннисон назвал Гимнастика Мозга.
Предлагаю вам познакомиться с технологией применения кинезиологических упражнений в совместной деятельности с младшими дошкольниками. Кинезиологическая гимнастика включает в себя : дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, коррекционные движения тела и пальцев, упражнения для релаксации, массаж пальцев рук и ушных раковин, растяжки. Учитывая ФГОС ДО, мы используем в образовательном процессе формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Для детей младшего дошкольного возраста наиболее доступными являются пальчиковые игры. Игра самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Поэтому детям трех лет целесообразно предлагать простые кинезиологические упражнения в виде игр. Их можно использовать в утренние часы, во второй половине дня, на прогулке и при проведении образовательной деятельности в качестве динамических пауз. Возможно музыкальное сопровождение упражнений. Кинезиологические упражнения педагог выполняет вместе с детьми в медленном темпе по 3-5 раз каждой рукой, затем двумя руками вместе. Для постепенного усложнения упражнений применяется ускорение темпа выполнения. Продолжительность умной гимнастики может составлять 5-6 минут в день.
Используем и такие достаточно эффективные и доступные приемы, как игры с мозаикой пальцами одной и другой руки, двумя руками одновременно; симметричное рисование на песочном столе-планшете. В качестве стимуляции деятельности может выступать стихотворное сопровождение, фантазирование и проговаривание самим ребенком иллюстрирующих действий. Благодаря импульсам, поступающим в кору головного мозга ребёнка от рецепторов кожи, биоактивных точек, расположенных на ладони и кончиках пальцев, выстраиваются новые нейронные связи, синхронизирующие работу правого и левого полушарий головного мозга, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.
Упражнение «Двойной рисунок». Указательными пальцами изобразить на песке линии, круги, спирали, любые узоры, двигая обеими руками одновременно.
Упражнение «Солнышко и тучка. Кисти обеих рук лежат на столе. Пальчики выпрямлены (это лучики солнышка). Пальцы сжать в кулак– «тучка». «Солнышко» – пальцы выпрямить. «Солнышко и тучка» - пальцы одной руки сжаты, а другой выпрямлены. Поменять положение рук.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия просты, забавны, полезны, не требуют много времени. Для повышения эффективности использования умной гимнастики важно привлечь семьи воспитанников. Мы знакомим родителей с кинезиологическими упражнениями и условиями их выполнения посредством подгрупповых и индивидуальных бесед, консультаций, буклетов.
https://youtu.be/4B3gjypRsdY
Предлагаю вам, уважаемые коллеги, несколько простых упражнений для рук.
Упражнения «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а левая ладонью вниз. По мере усвоения - движения ускорять.
Бабушка для Ладушки - испекла оладушки.
Кушай, кушай Ладушка - вкусные оладушки.
Упражнения «Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показываем три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребенок выполняет движения вместе со взрослым сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками.
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут.
Упражнения «Зайчик-колечко-цепочка. Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем.
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко не простое –
Блестит, словно золотое.
Упражнения «Колечко». Поочерёдно перебирать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.
Упражнения «Дом-ёжик-замок». «Дом» – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить. «Ёжик» – поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. «Замок» – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести.
Упражнения «Солнышко-заборчик-камешки». «Солнышко» - руки подняты вверх, пальцы обеих рук растопырены. «Заборчик» - руки подняты, ладони прямые, пальцы прижаты друг к другу. «Камешки» - руки сжаты в кулаки.
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
Упражнения «Ухо-нос-хлопок». Взяться левой рукой за кончик носа, правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук наоборот.
Ухо, носик мы возьмем,
Хлоп - опять играть начнем.