Нина Александровна Рослякова
Конспект урока «Учимся писать письма»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Учимся писать письма»
Цель урока : показать учащимся, что письмо имеет свою структуру и стилистические особенности; доказать важность переписки в жизни людей; возрождать российские традиции эпистолярного жанра, развивать устную и письменную речь учащихся.
Пояснительная записка:
Публикация «Конспект урока „Учимся писать письма“» размещена в разделах
Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников, предназначена для учителей начальной школы и может быть использована на уроках русского языка, а также во внеклассной работе.
Методическая разработка имеет практическую направленность, благодаря чему у учащихся формируются необходимые навыки правильного написания письма. Анализ писем-образцов развивает у детей языковое чутье, внимание к правильному употреблению речевых единиц. В результате данной деятельности учащиеся приобретают опыт по исправлению речевых ошибок.
Помимо этого методическая разработка носит творческий характер: предоставляет свободу учителю и учащимся, развивает интерес к языку и потребность познавать его. Упражнения в составлении писем закладывают основы культуры общения, формируют коммуникативные умения, а главное – доброжелательное отношение к людям.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
- уметь пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, доступными средствами массовой информации;
- знать этикетные правила написания письма;
- уметь создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи этикетные диалоги;
- уметь определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма, редактировать письмо, оформлять конверт.
Оборудование:
1. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.
2. Презентация
3. Образец написания адреса на конверте.
Ход урока:
I. Актуализация знаний учащихся
1. Вводная часть урока. (Приветственное слово учителя.)
Учитель:
- Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок. Задание будет очень интересным и творческим. А тему нашего урока вам предстоит определить самим, отгадав загадку (чтение учителем загадки).(Слайд1)
Учитель:
Я домик. Но только совсем безэтажный.
Я тонкий раскрашенный домик бумажный.
Хоть дверца моя заперта не замком,
А просто лизнули её языком,
Но внутрь никого не пускает без спроса:
Живут там приветы, ответы, вопросы.
Наказы и просьбы, свернувшись, лежат,
Марки с печатями их сторожат.
Учитель:
- Ребята, вы догадались, о чем эта загадка? (Ответы учащихся).
- Конечно же, это письмо.
- Для чего люди пишут письма друг другу? ( Приблизительные ответы детей: с помощью писем люди общаются друг с другом, делятся радостными или грустными событиями, поздравляют с праздниками.)
- Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? ( Приблизительные ответы детей: учиться правильному написанию и оформлению писем).
Учитель:
Вы все правы. Сегодня на уроке, мы познакомимся с правилами написания писем, с их видами, а так же научимся правильно оформлять конверт. Тема нашего урока «Учимся писать письма».(Слайд 2)
II. Основная часть урока
1. Обучение заполнению конверта.
Учитель:
- Ребята, а что же такое письмо? (Мнения учащихся).
Давайте поработаем с толковым словарем и найдем точное значение этого слова. (Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-нибудь, для сообщения чего-нибудь, для общения на расстоянии.)
- А любой ли листочек, с сообщением можно считать письмом? (Ответы учащихся.)
- Что нужно для того, чтобы этот листок бумаги с сообщением превратился в настоящее письмо? ( Приблизительные ответы детей: послать этот листочек кому-нибудь, нужен конверт).
Конечно же, нам понадобится конверт. Давайте внимательно рассмотрим его. (Слайд 3).
- Что мы обязательно должны указать в верхнем левом углу конверта? ( Примерные ответы детей: от кого это письмо, свою фамилию и имя, и свой адрес.)
- Достаточно ли указать только название улицы? Почему? ( Примерные ответы детей: нет, нужно указывать еще название города, т. к. названия улиц в разных городах могут совпадать).
- А что указывается в нижнем правом углу конверта? ( Примерные ответы детей: фамилию и имя человека, которому пишем письмо и его точный адрес.)
Так же мы должны указать на конверте индекс.
- Кто знает, что такое индекс? ( Примерные ответы детей: номер почтового отделения, с которого отправляют письмо и номер почтового отделения, на которое оно придет).
- Отправится ли теперь в путешествие это письмо? ( Примерные ответы детей: нет, т. к. к нему не приклеили марку).
Вы верно сказали, что на конверте обязательно должна быть почтовая марка. (слайд 3) (К макету конверта приклеивается макет марки.)
А что же такое марка и для чего она нужна? (Работа с толковым словарем, ответы детей).
Учитель:
Марка – это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными, красивыми, и многие люди их даже коллекционируют. (слайд4)
Чтобы наше письмо непременно нашло своего хозяина, всегда нужно заполнять конверт аккуратным и разборчивым почерком. (Чтение учителем стихотворения.)
Осмотри внимательно
Ты с письмом конверт,
Коль заполнишь правильно –
Ждёт тебя ответ.
В левом верхнем уголке
Свой адрес напишите
Аккуратно и красиво
Вы же «Отправитель»
В правом нижнем уголке
Место «Адресата».
Для кого письмо в руке?
Вспомните ребята.
Вспомните и напишите
И письмо по почте шлите
Коль не спутал уголок,
То письмо явится в срок.
Ну вот, конверт и заполнен. Можно приступать к написанию самого письма.
2. Какие бывают письма
Но как правильно писать письма? Какими они бывают? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны изучить несколько писем, которые прямо перед нашим уроком доставил на наш адрес необычный почтальон. (Слайд 5). (Учитель берет в руки первое письмо, детям раздаются остальные письма.)
Учитель:
Сейчас я прочитаю вам первое письмо, а вы определите, кому, и с какой целью оно написано.
Чтение учителем письма №1.(слайд6.)
Дорогой мой друг - Иа!
Поздравляю тебя с днем рождения!
Желаю много-много счастья.
Шлю подарочек — очень Полезный Горшочек.
Твой Пух.
- С какой же целью было написано это письмо? ( Примерные ответы детей: это письмо-поздравление, в котором Винни-Пух поздравляет своего друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.)
- Давайте послушаем следующее письмо.
Чтение детьми письма №2.(слайд7.)
Дорогие друзья!
Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной. Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках. У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно. Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых. Я скоро заеду к вам. До встречи!
Ваша лягушка-путешественница.
Учитель:
- О чем это письмо? Кому оно адресовано? (Это письмо друзьям : письмо-информация. В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и, что видела.)
Чтение детьми письма №3 (слайд 8.)
Юный друг!
Всегда будь юным,
Ты взрослеть не торопись!
Будь веселым, дерзким, шумным.
Надо драться, так дерись.
Никогда не знай покоя,
Плачь и смейся невпопад.
Я сама была такою
Триста лет тому назад.
Черепаха Тортила.
Учитель:
С какой целью написано это письмо? (Это письмо-пожелание, в нем автор желает своему юному другу быть веселым, дерзким, шумным.)
Так какими же бывают письма? (Письма бывают разные : письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания, письма – благодарности). (слайд 9.)
Кому могут быть адресованы письма? (Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям, учителям и др.)
3. Особенности текста письма. Структура письма.
Учитель:
- Можно ли считать письмо текстом? Почему? (Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.)
Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин, основную часть и концовку. Но письмо имеет и свои особенности. Ему присущи приветствие, обращение, прощание. Например: «Здравствуй, дорогая бабушка!», «До свидания, моя милая мамочка!», «До скорой встречи…».
Давайте рассмотрим схему написания письма (слайд10.)
1. Обращение.
- К кому мы должны обратиться? Каким должно быть это обращение? ( Примерные ответы детей: к человеку, которому пишем это письмо. Приветствие и обращение должно быть ласковым, добрым.).
2. Начало письма.
В этой части письма можно выявить человеку свою благодарность. Например: Благодарю за письмо. Спасибо что написал мне. Я был рад получить от тебя известие…
3. Основная часть письма
Это самая содержательная его часть. Здесь можно сообщать о каких-либо новостях, поделиться радостными событиями, рассказать какую-нибудь историю из своей жизни.
4. Концовка письма.
Это заключительная часть, в которой отправитель может высказать свои просьбы, передать приветы и обязательно должен подписать письмо.
Учитель:
Послушайте внимательно еще одно письмо, которое девочка написала своей бабушке, и подумайте, соответствует ли оно предложенной схеме. (Чтение учителем письма).
Здравствуй, бабушка!
Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мне подарили хомячка. В воскресенье ездили в лес за грибами. Нашли три подберёзовика. До свидания!
Таня.
- С чего начала свое письмо Таня? (Начала с приветствия и обращения к бабушке.)
-Какое обращение было бы бабушке более приятным? («Дорогая бабушка!», «Здравствуй, дорогая бабушка!»)
Конечно, обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесет бабушке большую радость.
- О чем можно было бы еще написать в начале письма? (О состоянии переписки. Например: «Я давно тебе не писала.»).
- Подтверждает ли Таня свою мысль «Мы живём хорошо»? (Да, Таня пишет о хороших событиях в ее жизни).
- Какие части включает концовка письма? (Прощание и подпись.)
- О чем еще можно было бы написать в концовке письма? (Задать вопросы бабушке. Поинтересоваться ее жизнью и здоровьем.)
А вот еще письмо, от мальчика Сергея. Послушайте и сравните его с предыдущим. (Чтение учителем письма).
Дорогие мама и папа!
Получил ваше письмо. Очень рад. И вот пишу вам ответ.
Расскажу вам, как мне живётся в летнем лагере. Живё м мы весело: купаемся в реке, загораем, ходим в походы, играем. У меня много новых друзей.
Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Очень вас прошу писать мне почаще.
Передайте от меня привет тёте Вале и Иришке. До скорой встречи!
Целую всех и обнимаю!
Ваш сын Сергей.
- Какое письмо вам больше понравилось? Почему? ( Примерные ответы детей: второе, ведь оно более теплое, в нем больше любви и внимания. Оно принесет больше радости получателю.)
4. Конструирование письма. (Работа в парах)
Сейчас вам предстоит выполнить одно интересное задание. Вы получите конверты с разными фразами из писем. Ваша задача составить письма, расположив фразы в нужном порядке, в соответствии со схемой. (слайд 10.)
Проверка работы. (Чтение учащимися получившихся писем, обсуждение результатов).
5. Оформление письма.
Существуют рекомендации к оформлению писем, которые необходимо соблюдать. (Слайд 11.) Письма пишут четким, разборчивым подчерком, на аккуратном листе бумаги. Письмо можно сопровождать рисунком.
Итак, вы уже практически готовы к написанию письма. Но прежде чем приступить, вы должны запомнить еще несколько основных правил написания писем. (слайд 12)
Итак, запомните первое правило. Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!
Правило второе. Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения и в вежливой форме.
Третье четвертое. Пишут письма только в хорошем настроении. Ведь многие люди сохраняют письма от близких и уважаемых людей, и часто их перечитывают.
6. Написание писем.
Учитель:
- Ребята, кому вы можете открыть свою тайну? ( Примерные ответы учащихся: родителям, учителю, президенту, другу, бабушке.)
Учитель:
- Да, дети, бывают важные моменты в жизни, когда необходимо поговорить с другом, с родителями, поделиться своими переживаниями. Напишите сейчас письмо близкому для вас человеку, которому вы можете рассказать обо всем, что с вами произошло, что вас волнует. Сохраните его для себя, а через несколько лет перечитайте это неотправленное письмо. Настроение у вас сейчас у всех отличное, так что, я думаю, получатся хорошие теплые письма.
На доске в помощь вам я оставлю таблицу с опорными словами, можете брать слова из нее или подбирать свои. (Слайд 13)
7. Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы. (По желанию дети читают письма).)
Учитель:
- Чье письмо вам понравилось больше всего? Почему?
- Какое письмо легче читать адресату? ( Примерные ответы детей: в котором выделено обращение, соблюдены абзацы, имеется подпись).
III. Итог урока.
Учитель:
На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Интернет уже почти совсем вытеснил живые письма из жизни людей. Но не следует забывать об этом древнем способе общения. Письмом вы оказываете внимание, любовь и уважение человеку. Пишите чаще письма друзьям, знакомым, близким!