Шувалова Анна
«У меня это хорошо получается» (из опыта работы по развитию речи)
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте. Меня зовут Шувалова Анна Олеговна.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Василий Александрович Сухомлинский)
Публикация «„У меня это хорошо получается“ (из опыта работы по развитию речи)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Если мы зададим вопрос: «Почему люди выбирают профессию педагога?», то услышим множество ответов, самыми популярными из которых будут, потому что любят детей, не представляют себя в другой профессии. Здесь также встретятся ответы, что просто случайно стали работать педагогами.
Почему же я оказалась в своём тёплом и уютном детском саду, окружённая маленькими несмышлёнышами, а, может, наоборот, самыми мудрыми философами в мире, жаждущими знаний и великих открытий?
Наверное, моя история не будет для кого-то необычной. Быть- педагогом это мечта моего самого раннего детства. Своё желание я пронесла до окончания школы и с каждым днём все больше понимала, что решение быть педагогом верное. Потом мечта воплотилась в реальность, и я закончила институт по специальности учитель биологии и химии. И начала свой трудовой путь, далёкий от педагогической деятельности.
Когда я стала мамой двоих детей, то, наблюдая за своими маленькими сыном и дочкой, уже твёрдо решила посвятить свою жизнь работе с детьми дошкольного возраста, потому что этот период жизни ребёнка беззаботный, игривый, чистый в эмоциях, искренний, полный впечатлений, где дети любят нас, взрослых и весь мир вокруг ни за что-то, а просто так.
Я прошла переподготовку и пришла работать в Серединский детский сад воспитателем. Первыми моими воспитанниками стали дети второй младшей группы. Вот уже год, как я воспитатель! И сейчас, имея за плечами хоть и небольшой стаж работы с детьми, я могу с уверенностью сказать: «Я не случайный человек в стране детства. Я не выбирала профессию, она выбрала меня».
Мы приняли наших детей малышами,
Которые плохо ещё говорят.
Старательно ложками кушают сами,
А вот одеваться пока не хотят.
Детей приучая усердно к порядку,
Приходится многое им объяснять
И как умываться, и делать зарядку,
Ходить на горшок, в тихий час засыпать.
И слёзы, и сопли им вытереть нужно,
Отвлечь, успокоить, понять, пожалеть.
Учить, как под музыку двигаться дружно,
Лепить, рисовать и немножечко петь.
Очень приятно учить детей чему-то новому и видеть результаты. Замечать, как они растут, как начинают говорить, учатся рисовать, лепить. Как горят их маленькие глазки, когда им что-то показываешь и рассказываешь.
С первых дней своей работы в детском саду я решила делать упор на развитие речи детей. Ведь проблема речевого развития очень актуальна в современном мире. Сейчас всё больше детей с проблемами речи. Создавая условия для речевого развития дошкольника, помогаю ребенку усовершенствовать речь для комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми. Богатый словарный запас, грамматически правильная речь являются залогом успешного обучения дошкольника.
В моей группе были дети, которые, придя в детский сад, не разговаривали совсем. И сейчас я радуюсь каждому их новому слову, понимая, что это результат нашей совместной работы с родителями.
В своей работе я использую различные игры для развития мелкой моторики. Всем известно, что речь «живёт на кончиках пальцев». Уделяю много внимания артикуляционной моторике и дыхательным упражнениям. К нам в гости приходят логопедические куклы, и дети с радостью повторяют упражнения, которые подготавливают речевой аппарат к произношению звуков.
Мы с детьми регулярно играем в дидактические речевые игры, некоторые я делаю сама, учитываю потребности именно моих детей.
Также для развития речи важно постоянно разговаривать с детьми, в том числе, и во время режимных моментов. Мы наблюдаем, обсуждаем, задаём вопросы, отвечаем на них, учимся составлять небольшие рассказы, потому что, находясь в естественной речевой обстановке, ребёнок легко, без особого труда, порой интуитивно, осваивает речь.
Я разучиваю с детьми потешки и стихотворения, читаю сказки, знакомлю с жанром устного народного творчества. Дети внимательно слушают, стараются запомнить и повторить. Я обязательно информирую родителей о том, что сегодня мы познакомились с новой потешкой. В родительском уголке у нас есть рубрика «Учите вместе с нами», где находится материал для заучивания наизусть. Я предлагаю родителям взять его домой и повторить с ребёнком. Родители охотно откликаются. Такая работа очень эффективна и быстрее приносит положительные результаты, и я этому рада.
В своей работе по развитию речи я использую не только традиционные методы, но и такие инновационные приёмы как мнемотаблицы, сказкотерапию. Используя сказкотерапию, я опираюсь на методические рекомендации своего вузовского преподавателя Коротковой Людмилы Дмитриевны. Использую ее книгу с авторскими сказками, которые дают возможность с интересом и ненавязчиво вовлекать детей в мир сказок. Также я использую технологию скрайбинг. Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.
Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком. В чем смысл данной технологии? Речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками на белой доске (или листе бумаги). Выступающий рассказывает что-то и в это же время этот рассказ иллюстрирует.
Особенность скрайбинга в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.
Использование скрайбинга помогает моим воспитанникам наглядно представить, запечатлеть, а затем воспроизвести материал. Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально, поэтому мой устный рассказ «с картинками» дети запоминают намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, я не загружаю их большим объёмом текста, а набрасываю упрощённые рисунки. И в итоге, дети не только быстро запоминают, но им интересен и сам процесс.
Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг весьма эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи.
За достаточно небольшой срок работы с детьми, я пришла к выводу, что использование как традиционных, так и инновационных технологий является оптимальным средством для создания условий речевого развития ребёнка.
В результате системной, целенаправленной совместной работы с родителями я вижу конкретные результаты своей работы за полтора года :
• заметно увеличился словарный запас у большинства детей;
• улучшилась звуковая культура речи;
• наблюдается положительная динамика речевого развития у детей, которые не разговаривали;
• дети легче стали заучивать небольшие стихотворения и запоминать роли при инсценировании сказок.
В октябре воспитанники нашей группы принимали участие в конкурсе чтецов «Разукрасим мир стихами», который проходил в нашем детском саду. Победители и призёры этого конкурса приняли участие в Муниципальном конкурсе чтецов. Мы, конечно, не заняли призовых мест, но, считаю, что и дети, и я получили хороший опыт.
Я очень активный человек. Я люблю узнавать новое, стараюсь не останавливаться на достигнутом, а идти вперёд, увлекая за собой детей.
Думаю, что это у меня получается! А на сколько хорошо – судить моим детям, их родителям и коллегам.
Спасибо за внимание!