Ирина Головина
Занятие-беседа «Тюлени. Морские обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- расширять знания детей о тюленях;
-воспитывать у детей интерес к жизни животных, вызывать желание беречь обитателей Белого моря.
Материал:
фигурка и иллюстрации с изображением тюленя, емкость с водой, жир в тарелочках, ватные палочки, салфетки. Диск с фонограммой шум волн.
Предварительная работа:
-целевые прогулки на берег Кандалакшского залива с родителями;
-рассматривание иллюстраций о тюленях;
- посещение библиотеки;
- разучивание стихов;
- пальчиковая гимнастика, подвижные игры.
Публикация «Занятие-беседа „Тюлени, Морские обитатели“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Нерпа, тюлень, морж
- Темочки
Ход занятия:
Звучит фрагмент аудиозаписи шум волн. Дети находятся на ковре. Воспитатель: Ребята, представьте, что мы находимся на берегу моря. Что мы слышим?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы были на море?
Ответы детей.
Упражнение «Морской воздух».
Носик принюхался.
Пахнет морским воздухом.
И увидели мы море,
Красивое, большое.
Неспешные волны Белого моря плавно покачивают водную гладь. А на берегу, как на пляже, лежат странные звери, тюлени. Ребята, мы с вами продолжаем наше знакомство с этими морскими животными. Хотите узнать о них подробнее?
Ответы детей.
Кандалакшский залив является заливом Белого моря.
Ребята, посмотрите, кто это на нас смотрит из-за льдины?
Ответы детей.
Белое море - это природная среда обитания тюленей и они выбирают льдины не случайно - здесь они чувствуют абсолютную безопасность. Эти животные часто совершают путешествия вместе с дрейфующими льдами. Тюлени охотно отдыхают на льдинах, спокойно растянувшись. У тюленей удлинённое тело, короткая шея. Где больше любят находиться тюлени?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Передние ласты у них действуют, как весла, а задние - как руль. В воде тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они обнаруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью состоящей из коротких жестких волос и толстым слоем жира. У тюленей рождается по одному белому детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются водными организмами, рыбами.
Кандалакша - город морской, и все его жители хорошо знают внешний облик тюленей. Но познакомиться с ними поближе горожанам удается лишь в период «тюленьих нашествий», когда, выйдя на берег, можно полюбоваться необычными гостями.
Ребята, а кто видел тюленей в Кандалакшском заливе?
Ответы детей.
Воспитатель: Тюлени любит лежать на берегу неподвижно, особенно когда греет солнце.
Какие правила надо соблюдать с тюленем?
Ответы детей:
-нельзя кормить;
- нельзя трогать;
Воспитатель: Правильно.
Физкультминутка: «Море волнуется раз».
После физкультминутки на столы выставляются емкости с водой, жир в тарелочках, ватные палочки, салфетки.
Воспитатель: На льдинах, где живут тюлени, видны черные полосы воды, это тропы, по которым двигаются тюлени. А как вы думаете, тюленям холодно в море?
Ответы детей.
Предлагается проблемная ситуация:
Ребята, если бы вода замерзла, то что бы сделали тюлени?
Ответы детей:
Тюлени делают отверстия во льду, чтобы через них лазать на льдины и там спать.
Воспитатель: Верно. Как мы с вами говорили, тюлени обитают неделями на море и могут совершать все свои дела в воде. Слой толстого жира защищает тюленя от холода, мороза.
Почему, ребята? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проведём опыт.
Опыт с жиром. Дети ватными палочками берут медвежий жир и намазывают на палец. Затем палец окунают в воду и стараются объяснить результат.
Воспитатель: Что же произошло? Почему?
Ответы детей. Благодаря очень плотной коже и толстому слою жира у тюленей жир скапливается под кожей и как пленка, сохраняет тепло, не даёт промокнуть.
Воспитатель: Правильно. В холодной воде жир не пропускает тепло животного наружу, а оставляет внутри. Благодаря этому тюлени могут плавать не переохлаждаясь.
Воспитатель:
В далекой северной стране,
Где долгий зимний день,
В студеной плещется волне
Маленький тюлень.
Воспитатель: Ребята, что интересного вы узнали? Что вам запомнилось больше?
Я вас попрошу, спросите у родителей - знают ли они о том, что оберегает тюленя от холода. Расскажите. Я думаю, им тоже будет интересно.
Ребята, на память о нашем занятии я подарю вам раскраски о тюленях.