Татьяна Панфилова
Творческая мастерская в процессе обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Творческая мастерская
в процессе обучения дошкольников»
С принятием ФГОС ДО повысились требования к профессиональной компетентности педагога по реализации основной образовательной программы. Требования заключаются в новых подходах к организации образовательного процесса. Программа строится с учетом реализации образовательных областей по двум основным направлениям:
- партнёрская деятельность взрослого и детей, осуществляемая в процессе НОД и режимных моментов;
- самостоятельная деятельность детей, обеспечивающая выбор каждому
Публикация «Творческая мастерская в процессе обучения дошкольников» размещена в разделах
ребенку деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать
со сверстниками.
Чаще всего образовательная деятельность в детском саду осуществляется в виде традиционных занятий. Это знакомые и понятные педагогам формы работы с детьми. Но в связи с современными требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию, стали появляться новые формы организации совместной деятельности, одна из которых творческая мастерская.
Понятие «мастерская» пришло в педагогику из сферы творчества, изначально подразумевая место, где создается что - то новое. Мастерская (в которую на время превращается групповое помещение) – специально организованное пространство, где целенаправленно создаются интересные для детей вещи.
В каждой мастерской есть мастер - педагог, задача, которого включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.
В детском саду выделяют несколько типов мастерских.
По целям и видам деятельности выделяются:
-художественная мастерская (аппликация, рисование, лепка);
- театральная (изготовление элементов костюмов, пригласительных билетов,
афиш, декораций);
- мастерская игр и игрушек (мебель из спичечных коробков, игрушек из
коробочек);
- сувенирная мастерская (изготовление поздравительных открыток, подарков
для сотрудников детского сада, гостей);
- архитектурная мастерская (изготовление макетов домов, дорог, карты поселка, ландшафтных макетов – гор, вулканов).
По времени мастерские разделяют на «одноактные» (в течение одного занятия) и длительного действия (2 - 3 занятия, когда работа прерывиста, может продолжаться длительное время (метод погружения).
Использование мастерской возможно, как в виде самостоятельной единицы, организованной в свободное от занятий времени или как форма организации занятий (или как ее часть) при проведении комплексного занятия.
При организации мастерской необходимо соблюдение ряда условий. Необходимо организовать общее пространство для работы. Это может быть большой рабочий стол (или несколько столов, сделанный из сдвинутых обычных столов с необходимыми материалами, инструментами, образцами.
Это могут быть отдельные места для индивидуальной работы. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех участников, в том числе и для воспитателя, который не отделяет себя от детей, а располагается рядом с ними. Места за детьми не рекомендуется закреплять жестко, как на занятии, здесь каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу самостоятельно выбирая себе соседей. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой - то инструмент, материал. Воспитатель располагается рядом с тем ребенком, которому требуется повышенное внимание в связи с имеющимися трудностями в данном типе работы (материалом, инструментами).
Организованное таким образом общее рабочие пространство способствует появлению чувства свободы, обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринуждённо обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями. Возможность общения участников мастерской друг с другом, выступает главным принципом взаимодействия, сотрудничества, сотворчества в ходе работы.
Другим условием, выступает то, что, начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему, а обращает внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи работы. Иначе говоря, педагог предлагает детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям. Это позволит детям выбрать работу по вкусу и не оттолкнёт более слабых.
Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей, но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный результат поддерживает это стремление и у остальных участников. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать атмосферу для проявления им себя как творца. Мастер мягко, демократично, незаметно руководит работой детей.
Атмосфера, создаваемая при работе в мастерской, должна способствовать творческому саморазвитию личности ребенка и стимулировать его.
Основная задача мастера – подарить каждому ребенку радость открытия.
Деятельность в творческой мастерской должна быть без оценочной. Отсутствие замечаний к участникам мастерской, создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности.
Предлагаемая детям работа должна быть спланирована на 25 - 30 минут, необходимых для достижения конечной цели (учитывается из темпов работы «среднего» ребенка группы).
По мере завершения (достижения принятой каждым цели) дети переходят к свободной деятельности по собственному выбору. Взрослый в это время не покидает «рабочее поле» до тех пор, пока все не завершат работу, ободряя своим присутствием медлительных детей.
Таким образом, детям предлагается работа, предполагающая достижение собственного (личного) целостного продукта каждым из членов группы. Конечные продукты всех участников, не теряя самостоятельной ценности, могут в итоге образовать общий продукт – продукт «второго порядка» (коллекцию, макет, большое панно и т. п.).
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важны сам процесс постижения истины и создание творческого продукта.