Татьяна Ерамасова
Трудовое воспитание в условиях реализации ФОП ДО в контексте программы «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба.
На сегодняшний день проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Слайд 2
Темочки:
Так в ФОП ДО прописаны конкретные задачи и содержание работы по формированию позитивных установок к различным видам труда, у детей на каждый дошкольный возраст в сфере трудового воспитания. Программа «Социокультурные истоки» помогает нам реализовать эти задачи. Так как большая часть воспитательных задач из ФОП перекликается с задачами программы «Социокультурные истоки».
Слайд 3
В младшем возрасте формируются понятия: Слово, Образ, Книга. (работа строится на основе русских народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т. д.).
Слайд 4
Чтение, обсуждение, проигрывание хороводных игр, потешек помогает нам приобщать детей к самообслуживанию, воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам.
Слайд 5
Развивать интерес к труду взрослых, формировать представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда и трудовых навыков.
Слайд 6
В 4-5 лет происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней. В книгах рассказывается, что трудовое действие начинается с младенчества. В традиционной русской семье родители были настроены на то, чтобы воспитать себе помощников. С четырехлетнего возраста детей приучали к общему семейному труду.
Слайд 7
Чтение произведений, воспитывают у детей умения заботиться друг о друге, помогать младшим и старшим, о том, что труд укрепляет семью. Размышление над пословицами «Жизнь дана добрые дела», «Труд человека кормит», Кто любит трудиться, тому без дела не сидится» подводят к пониманию детей, что труд это неотемлемая часть жизни человека.
Слайд 8
Так мы вовлекаем воспитанников в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда, развиваем самостоятельность и уверенность в самообслуживании.
Слайд 9
Воспитываем желание включаться в повседневные трудовые дела. От того, что ребенок усвоит в дошкольном детстве, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь
Слайд 10
В 5-6 лет у детей расширяются представления о профессиях и трудовых процессах. В книгах по «Истокам» для детей 5-6 лет рассказывается о героических подвигах воинов – богатырей, размышление над пословицами «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Доброе дело два века живет», «Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила» позволяют точно и кратко выразить смысл первых жизненных уроков по трудовому воспитанию.
Слайд 11
Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Сюжеты, связанные с богатырями, восходят к историческим событиям. Знакомство детей с русскими богатырями, воинами подводит к пониманию, что богатырь и воин — это тоже профессия- «Профессия защитников земли Русской»
Слайд 12
Песни и былины, прославляющие подвиги богатырей-учат детей любить свое Отечество.
Экскурсии к памятникам, мемориалам погибших воинов помогают нам знакомить детей с военными профессиями былых и наших времен.
Слайд 13
А проведения праздников, акций, творческих – мастерских, тематических занятий, участие в конкурсах помогают нам расширить представление о важной профессии «Родину-защищать».
Слайд 14
Во все времена особенно почитали людей умелых и талантливых. И это не удивительно. Их труд укреплял наше Отечество, обогащал душу человека. Выбор любимого дела всегда был важным этапом жизненного пути и определялся, главным образом, глубокой любовью к выполняемой работе. С давних пор знали: если любовь к делу сильная, то никакой труд не будет казаться тяжким.
Слайд 15
В рамках реализации долгосрочного проекта «Ярмарка ремесел и профессий» мы познакомили воспитанников с профессиями былых времен. Знакомство с профессий «Гончар» вызвало у детей восторг. Они узнали, что гончарное ремесло возникло тысячелетия назад, но гончарные мастерские до сих пор существуют и пользуются спросом у населения.
Слайд 16
Знакомство с профессией «Мастер декоративно-прикладного искусства» воспитанники узнали, что яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к народной мудрости, красоте и труду.
Слайд 17
На основе произведения «Как рубашка в поле выросла» воспитанники познакомились с профессией «Портной». Они узнали, что прежде чем получить льняное полотно - это большой труд. И поэтому нужно к одежде относиться бережно, чтобы она нам долго служила.
Слайд 18
Ознакомление с профессиями «Лаптевяз» и «Вяльщик», воспитанники узнали о трудоемком процессе изготовление лаптей и валенок. О том, что в древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти, затем на смену им пришли валенки. Гордость за свой родной город вызвало у воспитанников, узнав, что когда-то Сергач славился добротными лаптями и теплыми валенками.
Слайд 19
При ознакомление с профессией «Хлебороб», у детей сформировались представление о долгом пути, который проходит хлеб, прежде чем попасть на стол. О том, что раньше вместе с солнышком крестьянин встанет в летнюю страду и вместе с вечерней зарей возвращался домой. Земледелец знал, что посеешь, то и пожнешь, а летний день-год кормит.
Слайд 20
Закончить мне хотелось бы цитатой из книги «Социокультурные истоки» : «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются в человеке всю жизнь. Навык в труде-тоже. Привык к работе, и работа будет доставлять радость. А это так важно для человеческого счастья!»