Марина Меньшикова
Трудовое воспитание дошкольников через ознакомление с русской народной культурой
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как семья, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и моральные качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие “Родина” включает в себя все условия жизни: семью, дом, улицу, город, в котором родился, окружающую природу, культуру, особенности языка и быта. Патриотизм, как и любое другое чувство, напрямую связано с духовностью человека, её глубиной.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создать эмоционально-положительную обстановку. Когда ребенок видит, что взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость. Для этого хорошо использовать музыку, художественную литературу, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду.
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.
Таким образом, в формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда : пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Поэтому, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей. Так, моральная ценность труда утверждается в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и в связи с этим в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.
А так же детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта, т. к. они развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, поэтому в детском саду скоро появится уголок «Русской избы», который с удовольствием будут посещать наши дети. А так же в группе создан патриотический уголок, в котором имеются пособия : лэпбук «Моя семья»,работы родителей «Герб моей семьи», альбом «Мой город», альбом «Быт русского народа», игрушки нашего города (матрешка, семеновская игрушка).
Следующее приоритетное направление это знакомство с народным прикладным искусством нашего народа;
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Дети в группах знакомятся с известными во всем мире образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Дымковская роспись, по которой оформлены альбомы с образцами работ. Ознакомление детей с красотой, эстетическим вкусом, художественной ценностью мастеров русского народа в разных видах деятельности способствует также приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Приобщение детей к музыкальному фольклору происходит не только в разучивании песен, но и в исполнении хороводов, плясовых, народных музыкальных играх в использовании традиционных народных инструментов. Музыкальный руководитель последовательно знакомит детей с произведениями народного музыкального творчества, с музыкой великих русских композиторов.
Народные праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни русского человека. Народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду стало традицией проведение таких праздников как Масленица.
Великолепно проходят и осенние праздники, на которых всегда вспоминается народное празднование Осени.
В детском саду есть такая практика, в группах ко Дню Защитников Отечества оформляются выставки рисунков с военной тематикой. Разучиваются песни и стихотворения о Родине, Армии, о природе родного края. Всё это создает определенный настрой, зарождая в душе ребенка патриотические чувства. Праздник «День Защитников Отечества» всегда проводится с участием пап, старших братьев, дедушек. Такой досуг, когда взрослые демонстрируют свои умения бегать, прыгать, соревноваться, воспитывают в детях чувство гордости за свою семью, своих родных. Создаётся положительный эмоциональный подъём и радость от взаимодействия друг с другом, что является неотъемлемым фактором формирования патриотических чувств.
И в заключении хочется сказать, что В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда : «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым человеком».