Полина Литвиненко
Исследовательский проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Тропинка в экономику»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Литвиненко Полина Андреевна
Студентка Педагогического колледжа № 4 г. Санкт-Петербурга
«Тропинка в экономику» исследовательский проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Проект направлен на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.
Публикация «Исследовательский проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Тропинка в экономику“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, родители.
Проект долгосрочный – сентябрь 2020г – май 2021 г.
Введение
Проект по экономическому воспитанию включает следующую информацию:
актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,
цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,
сроки и этапы реализации проекта,
управление и обеспечение проекта,
ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,
планируемые мероприятия в рамках проекта,
заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Актуальность выбранной темы на современном этапе очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет. Экономическое воспитание дошкольников - относительно новое направление дошкольной педагогики. В последние десятилетия встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими понятиями как деньги, вещи, труд, стоимость. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «цена» и пр.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Основные идеи проекта:
1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Цель проекта: Заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.
Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого – педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. Наряду с усвоением основных экономических понятий происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.
Задачи:
1. Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников.
2. Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.
3. Совершенствовать коммуникативные качества детей.
4. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
5. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
6. Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.).
Этапы проекта:
1 этап – Организационный:
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Тропинка в экономику».
Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап - Практический:
Реализация проектных мероприятий.
3 этап - Заключительный:
Презентация сказки экономической направленности «Тропинка в экономику"
Формы работы:
• беседа, обсуждение, дискуссия,
• просмотр слайд-презентации, мультфильма,
• чтение художественной литературы,
• игровые ситуации,
• решение проблемных ситуаций,
• рассматривание картин,
• сюжетно-ролевая игра,
• продуктивная деятельность.
Ресурсное обеспечение:
1. Компьютерное оборудование;
2. Денежные знаки современные, других стран, настоящего и прошлого времени;
3. Художественная литература: Ирина Сеньчукова «Сказка про Кошелек», Л. Ястребова «Хранители бюджета», Н. Литвишко «Волшебные деньги», Успенского «Бизнес Крокодила Гены», В. Г. Сутеев «Терем – теремок», Ю. Тувим «Овощи».
4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Азбука денег тетушки совы - Семейный бюджет», Смешарики «Черный день», Три кота «Поход в магазин», Фиксики «История вещей – деньги», «Как делают деньги», «Деньги», по стихотворению В. Маяковского «Кем быть?»(1948, Н. Шильникова «Птичий рынок»(1974, Домики «Бизнес-центр», «Банк и уборщица».
5. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке», «В банке», «Рекламное агентство»
6. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Рынок», «Банк», «Рекламное агентство».
7. Материалы к изобразительной деятельности.
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
6. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Критерии и показатели эффективности проекта
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.
План проектных мероприятий.
Сентябрь
Цель: Познакомиться с методическими разработками по теме, подобрать иллюстративный, наглядный, дидактический материал, обсудить цели проекта с родителями.
1. Разработка проекта.
2. Подбор методической и художественной литературы
3. Подбор наглядного, иллюстративного материала.
4. Обсуждение проекта с детьми и родителями.
Октябрь
Цель: Познакомить детей с понятиями «денежные купюры», «карточка», «кошелек».
1. Беседа «Что такое деньги?»
2. Рассматривание современных денежных знаков нашей страны.
3. Чтение произведения Ирины Сеньчуковой «Сказка про Кошелек»
4. Беседа «Мы идем в магазин»
5. Рассматривание картины «В магазине»
6. Дидактические игры: «Собери вместе», «Домино», «Назови монету»
7. Просмотр мультфильма Фиксики «История вещей – деньги», «Как делают деньги», «Деньги».
Ноябрь
Цель: Познакомить детей с составляющими семейного бюджета (зарплата, пенсия, дополнительный заработок).
1. Беседа «Семейный бюджет»
2. Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
3. Дидактические игры: «Бюджет моей семьи», «Магазин игрушек», «Кому что подарим?»
4. Чтение сказки Л. Ястребова «Хранители бюджета».
5. Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки совы – Семейный бюджет», Три кота «Поход в магазин».
Декабрь
Цель: Формировать представление о таких понятиях как «цена» и «товар», дороже, дешевле.
1. Беседа на тему «Товар и цена»
2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»
3. Трудовая деятельность – изготовление из теста атрибутов для сюжетно – ролевых игр и ценников
4. Дидактические игры: «Что быстрее купят», «Что дешевле», «Маршруты товаров», «Товарный поезд», «Угадай, где продаются»
5. Чтение сказки Н. Литвишко «Волшебные деньги»
Январь
Цель: Дать представление о труде, о существовании различных профессий, их отличительных признаках, воспитывать уважение к труду.
1. Беседа «Труд в жизни людей»
2. Чтение сказки о труде В. Г. Сутеева «Терем – теремок»
3. Дидактические игры: «Кто что делает?», «Назови профессии», «Кто трудится, кто играет», «Какие бывают доходы?»
4. Просмотр презентации «Все работы хороши»
5. Просмотр мультфильма по стихотворению В. Маяковского «Кем быть?»(1948)
Февраль
Цель:Развивать представление детей о том, что такое рынок, как проводится торговля.
1. Ситуативный разговор «Что такое рынок»
2. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»
3. Рассматривание картины «На рынке»
4. Дидактическая игра «Что и когда лучше продавать?»
5. Сюжетно – ролевая игра «Рынок»
6. Просмотр мультфильма Н. Шильникова «Птичий рынок» (1978)
Март
Цель:Дать представление о том, что такое реклама, профессия «рекламодатель», «рекламное агентство»; развивать речь детей, логическое мышление.
1. Беседа «Для чего нужна реклама»
2. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»
3. Изучение новых профессий.
4. Рассматривание видов рекламы.
5. Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство»
Апрель
Цель: Формировать представление о понятии «потребности», их разнообразии, научить подбирать нужные человеку потребности, осознавать, что есть жизненно важные потребности.
1. Беседа «В чем нуждается человек»
2. Чтение стихотворения К. Чуковского «Телефон»
3. Просмотр презентации «Все, что нужно мне для жизни»
4. Игры с разрезными картинками «Кому что нужно»
5. Просмотр мультфильма Смешарики «Черный день»
Май
Цель:Дать детям представления о таких понятиях как связи, прибыль, валюта, бизнес, капитал, накопления.
1. Беседа «Что такое бизнес, капитал, банк»
2. Чтение художественной литературы Успенского «Бизнес Крокодила Гены», сказка «Банк»
3. Дидактические игры: «Наоборот», «Продолжи предложение», «Какое слово лишнее?»
4. Сюжетно – ролевая игра «В банке»
5. Сказка «С экономикой, мы дружим!»
6. Просмотр мультфильма Домики «Бизнес-центр», «Банк и уборщица».
Итог проекта:
• Сформированы начальные представления детей о деньгах, способах их зарабатывания, о трудовых профессиях, рекламе, бизнесе, потребностях и возможностях людей.
• Сформированы умения входить в роль продавца, предпринимателя, бизнесмена, правильно пользоваться деньгами.
• Получили представления о том, что зарплата – это плата за труд.
• Научились понимать, что расходы должны соответствовать доходам семьи
• Осознавать, что сбережения семьи – это средства, которые скопились в семье и могут быть использованы по необходимости.
Список литературы:
1. Аблитарова А. Р., Базисные экономические представления детей как
педагогическая проблема в дошкольном образовании / А. Р. Аблитарова, Э. Ш Саганджиева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Молодой ученый, 2016. — С. 36-39.
2. Аношина, Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников
в процессе ознакомления с новыми профессиями / Л. М. Аношина // Детский сад от А до Я. - 2003. №4. - C. 103 – 106
3. Бабаева Т. И. Игра и дошкольник. Развитие детей
старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Издательство: Детство-Пресс,2007г.
4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка
/ Л. С. Выготский. – СПб. : Питер, 2001. – 512с.
5. Галкина, Л. Н. Формирование экономической компетентности детей
старшего дошкольного возраста / Л. Н. Галкина // Вестник Челябинского государственного университета №7, 2016
6. Галкина, Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного
возраста: учебно-методическое пособие / Л. Н. Галкина. – Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 89 с.
7. Глебова, И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми
дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 33-35.
8. Дьяченко О. М., Психологические особенности развития
дошкольников / О. М. Дьяченко., Т. В. Лаврентьева. – М. : Эксмо, 2009. –176 с.
9. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения:
международный опыт и российская практика. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М. : КноРус, 2012.-106 с.
10. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 416 с.
11. Котюсова, И. М. Экономика в сказках и играх / И. М. Котюсова, Р. С.
Лукьянова. - Нижний Новгород, 2004. – 45 с.
12. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению
финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.
13. Лушникова, Е. В. Как мы играем в экономику / Е. В. 76 Лушникова //
Воспитатель ДОУ ТЦ СФЕРА М., 2008. № 11. 75 с.
14. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в
детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр-- М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
15. Рапацевич, Е. С. Психолого-педагогический словарь / С. Рапацевич.
Е. П. Астахов. А. – М. : Современное слово, 2006. – 928 c.
16. Сафонова, И. В. Формирование экономических представлений у
детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) / И. В. Сафонова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4483/ (дата обращения:20.09.2020).
17. Смоленцева, А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в
экономику: учебно-методическое пособие / А. А. Смоленцева. - СПб. : «Детство – пресс», 2011. – 176 с.
18. Табих, Е. Н. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов
учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. - Минск: Выш. шк. – 2007. – 48с.
19. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. - М. :
Академия, 2011. - 336 с.
20. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д.
Шатова. – М. : Педобщество России, - 2005, - 254 с.
21. Шатова, А. Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников
А. Д. Шатова. -М. : Ювента, - 2003, 16 с.
22. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: методическое пособие /
авсост. Т. А. Шорыгина. – М. : Творческий Центр «Сфера», 2009.