Виктория Кулешова
Консультация для воспитателей «ТРИЗ — каждый день»
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. С чего начать, как
сделать ТРИЗ достоянием дошкольников, как вести элементы теории в
повседневную жизнь? Что необходимо для работы?
Предлагаю усвоить как закон, 10 заповедей творческой личности,
выведенные профессором Вайнцвайгом, основателем и президентом
общества «За мир через культуру»
1. Будь хозяином своей судьбы.
2. Достигни успехи в том, что ты любишь.
3. Внеси свой конструктивный вклад.
4. Строй отношение с людьми на доверии.
5. Развивай свои творческие способности.
6. Культивируй в себе смелость.
Публикация «Консультация для воспитателей „ТРИЗ — каждый день“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
7. Заботься о своем здоровье.
8. Не теряй веру в себя.
9. Старайся мыслить позитивно.
10. Сочетай материальные благополучия с духовным удовлетворением.
Каждый день работы с детьми поиск. Например, ребенок задал вопрос. Вы
спрашиваете, а что он сам об этом думает. Приглашаете порассуждать. И
наводящими вопросами подводите к тому, что он сам находит ответ. А если
ребенок не задает вопрос, поставьте проблемную ситуацию. Например, надо
дать детям знания о свойствах дерева. Начинаем с вопроса: «Что было бы,
если бы на земле не было леса, деревьев?» «Чем же полезно дерево?»
Зачем люди выращивают леса, парки? Чем могут отличаться деревья? Почему в деревянном доме жить удобно, чем в каменном? Где могут пригодиться стружки, опилки? Назовите предметы из дерева?
Затем можно провести опыты с деревом: тонет или не тонет, горит или не
гори, окрашивается или нет, нагревается или нет и др.
Мы так научим детей системному анализу, подведем к проблеме
многофункционального использования дерева или вещества.
Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем. Это наличие
противоречия в объятие, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо.
Например. Вот зонтик. Чем он хорош? Чем неудобен? Может ли зонт
одновременно быть большим и маленьким? Задача решается приемом
разделения противоречивых требований к зонту во времени: в одно время
зонт большой, в другое время маленький (складной, зонт можно положить в
сумку).
Все вокруг нас – это решенные в разные времена разными людьми задача, но
мы их детям даем как нерешенные, и дети самостоятельно повторяют путь
изобретения.
Игры каждый день.
«Чем связаны»,«Чем похожи»,«Что общего» - игры на системный анализ.
Любые вещи могут иметь что-то общее, если установить между ними какую-
либо связь (временную, пространственную, звуковую, причинную и т. д.). Чем связаны пуговица и микроскоп? Что общего у капельки и кузнечика?
Чтобы арсенал игр на развитие мышления и воображения не иссякал, вы
научитесь и сами придумывать игры и упражнения.
Полезны для разминки перед поисковым мышлением задачи - шутки типа
«Какие камни не встретишь в море? Сколько яблок выросло на 5 грушах,
если на каждой груше выросло по одному яблоку?
Чудеса прогулок. Можно использовать приемы фантазирования: оживление,
применение законов природы, увеличение, уменьшение и т. д. Наблюдаем за
«живыми облаками» : куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем
мечтают, о чем расскажут, что нам покажут.
Применим также прием эмпатии - пусть дети представят себе на месте
наблюдаемого: «А что если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь?
Кого ты боишься? О чем шепчут твои листочки?
А еще чудеса прогулок – в придумывании загадок, в рисовании палочкой по
земле, снегу, мелом на асфальте, мокрыми подошвами по сухому – что
получилось? Почему?