Лучший педагог года

ТРИЗ как инновационный подход в обучении дошкольников правилам дорожного движения

Виктория Репина
ТРИЗ как инновационный подход в обучении дошкольников правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6» г. Избербаш

Доклад из опыта работы

«ТРИЗ как инновационный подход в обучении дошкольников правилам дорожного движения»

Репина В. А., воспитатель

МКДОУ «Детский сад №6»

Республика Дагестан

г. Избербаш 2019 г.

Публикация «ТРИЗ как инновационный подход в обучении дошкольников правилам дорожного движения» размещена в разделах

Обеспечение безопасности детской жизни в условиях интенсивного роста движения транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны – одна из глобальных задач времени.

Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и качественная подготовка самых маленьких пешеходов к условиям безопасного дорожного движения. На наш взгляд, только систематическое активное обучение детей правилам дорожного движения и ориентации на улице, пропаганда этих правил среди родителей и педагогов поможет решить эту актуальную проблему.

Воспитание детей безопасному поведению на дорогах в нашем детском саду осуществляется по региональной системе, в основе которой не только обучение детей Правилам дорожного движения, но и формирование у них специальных знаний, умений, практических навыков и привычек безопасного поведения на дороге, а также воспитание дисциплинированности и высокой транспортной культуры.

Данная работа проводится нами несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

Второй путь – познание действительности через рассказы, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов, через подвижные игры, с помощью различных игрушек, картинок, иллюстраций, атрибутов.

При организации образовательного процесса мы целенаправленно используем интегрированный подход. Согласно принципу интеграции, приобретённые детьми знания по ПДД, совершенствуются во всех образовательных областях.

Нами накоплен положительный опыт обучения детей ПДД. Его сущность заключается в реализации регионального стандарта с позиции развивающего обучения, по технологии которого работает наше образовательное учреждение.

В связи с этим программный материал по изучению правил дорожного движения усваивается нашими воспитанниками с помощью образных средств (эталона, символа, условного заместителя, модели) и действий с ними: перцептивные - идентификация, соотнесение предмета с эталонами, перцептивное моделирование; действия наглядного моделирования замещение, использование самих моделей, построение моделей; действия при выполнении творческих заданий – опредмечивание, символизация, детализация.

Одним из принципов развивающего обучения является наличие проблемной ситуации. Выбирая, на каком содержании выделенные средства могут наиболее эффективно представлены, мы ищем и задаем ситуации, эмоционально значимые и проблемно интересные для детей.

Например: «В Умейгороде после урагана весь транспорт остановился, перемешался. Как помочь Королеве и жителям её королевства разделить транспорт, собрать его по группам». «В стране Светофории все светофоры стали не исправны, как помочь людям переходить улицы, дороги?». «Незнайка попал в город, как ему добраться до нашего детского сада, о каких видах транспорта вы бы ему рассказали; какие у нас улицы, перекрёстки, площади?». «Девочка Маша с подругами вышла из парка на загородную дорогу. Какие опасности её ожидают и как ей помочь их избежать?».

Работа в условиях проблемной ситуации ставит ребёнка перед необходимостью преодолевать затруднения, искать и самостоятельно находить ответ, активно использовать усвоенные знания по ПДД.

Обучение правилам дорожного движения осуществляется посредством организации собственного познавательного опыта ребёнка. Мы активно применяем такие формы и методы, как наблюдение, экспериментирование и «проживание» различных ситуаций во время экскурсий и прогулок. Так, при ознакомлении с городским транспортом ребёнок обязательно сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования, использует знаковые средства, затем «проживание» в дорожной ситуации. При этом он обращается к символическим средствам, которые позволяют ему осмыслить ситуацию, проявить своё отношение к ней.

Для успешного обучения дошкольников дорожной грамоте в детском саду во всех группах оформлены уголки безопасности движения. В них сосредоточены макеты-тренажёры, атрибуты к ролевым играм, транспортные средства, альбомы с творческими заданиями, настольно-печатные и дидактические игры, раздаточный, демонстрационный и диагностический материал для индивидуальной работы с детьми по выработке стиля поведения в дорожных ситуациях.

На территории учреждения оборудована небольшая автоплощадка, где выделены проезжая часть, перекрёсток, переход, тротуар (разметка для транспорта и пешеходов); установлены дорожные знаки, светофор; имеются пост ДПС, автозаправочная станция, макеты магазинов, медпункта, а также транспортные средства: велосипеды, машины, самокаты.

Новым, в практике нашего образовательного учреждения, считаются занятия по ПДД с применением тризовских методов и приёмов, на которых основными средствами работы с детьми являются педагогический поиск, выявление противоречий в объекте и их разрешение. Например: давая, детям задание о работе светофора, начинаем с вопроса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений. Затем спрашиваем: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрёстке или пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трёхглазый? и др. Далее проводим экспериментирование или игровой тренинг, во время которых выясняем функции светофора, как средства регулирования движения пешеходов и транспорта на перекрёстках. Такие занятия проводятся нами как поисковые.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении. Выясняем, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т. д. Побуждаем ребёнка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учит их разрешать.

Наши воспитанники с интересом «играют» в тризовский метод «системный оператор». Достоинством этого метода является то, что при его использовании ребёнок учится системно мыслить (часть – целое, устанавливать причинно – следственные связи, закономерности их развития и проявления. Системной может быть предмет, объект или процесс, предназначенный для какой - то цели, выполнения нужного действия. Например: система «пешеход» : лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не выполняющее по ней работы; подсистема (часть) – взрослые и дети (мужчины, женщины и мальчики, девочки); надсистема – все люди и т. д.

Для развития системного мышления дошкольников мы используем интеллектуальные игры типа «Скажи, что делает…», «Каким могут быть…», «Разбери предмет на части», «Если бы…», «Найди лишнее слово», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» и другие. Многие игры мы составляем сами.

Метод каталога «фокальных объектов» позволяет нам не только закрепить системное видение ребёнком окружающего мира, умение придумать что – либо новое, видоизменения или улучшая привычный вид реального объекта, но и составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения; проанализировать художественное произведение или картину.

На целевых прогулках и экскурсиях с дошкольниками также используются нами различные приемы, активизирующие детскую фантазию – оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д. Например: предлагаем детям оживить улицу, перекрёсток, светофор – «Кто его мама? Кто его друзья? О чём спорят светофор и пешеход, улица и перекрёсток или перекрёсток и светофор, улица и пешеход?».

Сознательное отношение к изучению правил дорожного движения формирует приём – эмпатии. Предлагаем детям представить себя на месте наблюдаемого:

- «А что, если ты превратился в пешеходный переход (светофор, в дорожную разметку, нерегулируемый перекрёсток и т. д.? О чём ты мечтаешь? Кого (чего) ты боишься? С кем бы ты подружился? Какие советы ты бы дал пешеходам, транспортным средствам? Что бы ты изменил в дорожной ситуации?».

Метод «мозговой штурм» позволяет нам получить максимальное количество новых идей в минимальное время и снять психологическую инерцию. Он в нашем учреждении проводится как со взрослыми, так и с детьми. С детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой – либо познавательной задачи, во время игры – занятия. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Что произойдет, если исчезнет на перекрёстке светофор?

2. Что произойдёт, если на земле не будет транспортных средств?

3. Что будет, если у велосипеда убрать руль?

4. Где и как работать с велосипедом без управления?

5. Чем опасна скользкая дорога, покрытая листвой; облитая жидкостью?

6. Что произойдёт, если убрать шлагбаум?

7. Что произойдёт, если увеличить скорость автомобиля (его размеры?

8. Что произойдёт, если дорога будет колючей, как ёж? и т. д.

Итак, тризовская технология в системе развивающего обучения формирует у детей прочные осознанные знания ПДД творческое мышление, чувства ответственности, контроля и самоконтроля. При обучении правилам безопасного поведения на дорогах эти качества во многом помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.

По результатам диагностики программный материал успешно усвоили 87% детей: с высоким уровнем -31 %; со средним - 56%.

Мои воспитанники знают элементарные основы правил безопасного поведения на дорогах, умеют управлять своим поведением в экстремальных дорожных ситуациях, самостоятельно пользоваться полученным знаниями в повседневной жизни. За годы моей работы в данном учреждении не было ни одного случая детского травматизма с моими воспитанниками.

Публикации по теме:

Сценарий досуга по правилам дорожного движения во второй младшей группе «Незнайка знакомится с правилами дорожного движения» Досуг по правилам дорожного движения во второй младшей группе "Незнайка знакомится с правилами дорожного движения"Цель: создать условия.

Игровые технологии в обучении дошкольников правилам дорожного движения В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий.

Конспект организации НОД по правилам дорожного движения с использованием технологии ТРИЗ Цель: формирование у детей представлений о правилах дорожного движения. Задачи: Обучающие: расширять и систематизировать знания детей о.

Конспект занятия «Путешествие в страну правил дорожного движения» по правилам дорожного движения Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Путешествие в страну правил дорожного движения».

Конспект занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в страну правил дорожного движения» в старшей группе .

Конспект мастер-класса «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» Цель: повышение эффективности работы по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения Обучение дошкольников правилам дорожного движения Дороги и транспорт – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, интенсивность транспортных.

Проект «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Проект "Обучение дошкольников правилам дорожного движения". Составитель: Жукова Ксения Львовна музыкальный руководитель г. Нижний.

Проект по правилам дорожного движения для детей старшего возраста «Правила дорожного движения знаю и всегда их соблюдаю»Проект по правилам дорожного движения для детей старшего возраста «Правила дорожного движения знаю и всегда их соблюдаю» Составлено воспитателями Ярошенко О. П. ,Бойко Л. А. МБДОУ№6 «Улыбка», Г. Пролетарск, Ростовская область. Проблема: Проблема обучения дошкольников.

Сказки по правилам дорожного движения для дошкольниковСказки по правилам дорожного движения для дошкольников Современному дошкольнику необходимо, как можно раньше начать знакомиться с правилами дорожного движения. Тема эта сложная и серьезная, поэтому,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ как инновационный подход в обучении дошкольников правилам дорожного движения
Опубликовано: 17 октября 2019 в 19:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ТРИЗ как инновационный подход в обучении дошкольников правилам дорожного движения» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Репина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД