Кравченко Вера
Традиции современной семьи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Семья — это сообщество, основанное на браке супругов, помимо которых включает и их холостых детей (собственных и усыновленных, связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления и удочерения, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества.
Данную тему семьи и ее роль рассматривали многие прогрессивные педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, П. Ф. Лергафт, А. С. Макаренко, И. Ф. Каптерев, В. А. Сухомлинский и другие.
Публикация «Традиции современной семьи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Современная семья во многом отличается от семьи прошлого. Много сегодня говорится о ее шаткости, ранимости, кризисном положении. Слишком часто сегодняшние семьи распадаются, а среди тех, которые все-таки сохраняются, многие переживают внутренние коллизии и конфликты. Конечно, влияние семейных коллизий, распада семей на ребенка может быть очень сильным, особенно в том случае, если родители не смогут уберечь ребенка от ссор и взаимных обид. Нередко можно слышать, что сегодняшняя семья уже изжила себя и что, ее следовало бы чем-то заменить.
На нравственное воспитание ребёнка в семье влияют семейные традиции.
В современной науке нет единого понятия «традиция». Данный термин употребляется в разных смыслах и значениях. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова термин «традиция» обозначает то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Во втором же смысле, обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. В «Философском словаре» понятие «традиция» трактуется как исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установившиеся идеи и ценности, нормы поведения и т. п. ; элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в обществе или в отдельных его социальных группах в течение длительного времени. Вместе с тем, психологи говорят о том, что детям семейные традиции необычайно важны : сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи видят причину проблемного подросткового возраста. Между тем, семья - это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами, это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В. Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.
Если обратить внимание на семьи групп, можно заметить, что родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых. Возникает противоречие: с одной стороны, признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем, сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей, чувствовали себя настоящей семьей. В основе семейных традиций всегда лежит какая-либо идея, норма, опыт семьи, которая направлена на упрочнение взаимоотношений и взаимопонимания между родителями и детьми. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Для решения данной проблемы в ДОУ открыта экспериментальная площадка по теме: «Приобщение к семейным ценностям в контексте патриотического воспитания детей дошкольного возраста» апробируется опытно-экспериментальная программа «Семья - это я». Целью, которой является, создание педагогических условий формирования семейных ценностей в контексте патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
В процессе педагогической деятельности в рамках данной темы педагогами младшей группы был разработан и реализован проект под названием 2019-2020 г. «Семейные традиции и ценности».
В рамках проекта созданы условия, для ознакомления с семейными традициями на основе взаимодействия детей и родителей, это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
Целью проекта является: приобщение младших дошкольников и родителей к семейным традициям на основе взаимодействия детского сада и родителей.
Решались следующие задачи: приобщать родителей к семейным традициям, воспитывать уважение к членам семьи., создать условия для взаимодействия родителей со специалистами детского сада.
В ходе реализации проекта были использованы интерактивные формы работы с родителями:мастер - классы, такие как: «Подарок на новый год своими руками», «семейное древо». Семинары практикумы, такие как ««Играя, собираем традиции» целью которого было дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, привлечь внимание родителей к семейным традициям. Круглые столы «Семейные традиции» целью которого было помочь родителям увидеть актуальность, необходимость приобщения детей к семейным традициям. В ходе которых родителей знакомили с разными семейными традициями.
Таким образом, в результате проекта, дети приобрели знания о семье, семейных традициях; научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи. Родители приобрели знания о семейных традициях, праздниках; укрепили межсемейные и внутрисемейные связи; гордятся своими семейными достижениями; научились хранить и чтить свои семейные традиции.
Воспитатели расширили знания о семейных традициях; познакомились с семьями своих воспитанников, их укладом жизни, традициями, что способствовало тесному сотрудничеству. Благодаря, реализации программы «Семья это я», а так же совместного с родителями проекта «» мы помогаем современным семьям вернуться к истокам семейных традиций.
Список литературы:
1. Иванова, И. В. Семейные ценности в официальном и гражданском браке / И. В. Иванова, Т. В. Дударева // Психологические исследования : электрон. научн. журн. М., 2009. – с 12. 19
2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. -2-е изд., испр. и доп. / Т. А. Куликова – М. : Издательский центр «Академия», 2000.-232 с.
3. Осипова М. П. Педагогика и психология семейного воспитания / М. П. Осипова [и др. ]; под ред. М. П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина. 2008.-360с.