Василиса Юрьевна Ширяева
Толерантность и дошкольный период
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях особую важность приобретают человеческие качества воспитанника, которые становятся значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательном процессе. В ряду этих качеств, человечность, доброта, терпимость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, обьективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, дружелюбие, эмоциональная культура и многие другие. Цель многих литературных произведений – помочь ребенку, привыкшему к довольству и благополучию, воспринять и почувствовать чужую беду, заставить его задуматься над неразрешающими до сих пор социальными проблемами и противоречиями. Цель литераторов, по мнению К. И. Чуковского, заключается в том, чтобы какими угодно средствами воспитывать в ребенке человечность- эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого…
Публикация «Толерантность и дошкольный период» размещена в разделах
Формирование положительного опыта общения детей во многом зависит от правильной организации занятия, от подбора методов и приемов воспитания и развития ребенка.
Основное содержание занятия является воспитание этики, в процессе которого дети усваивают азы толерантности. На занятиях рекомендуется использовать игровые упражнения, беседы, использование художественного слова, проигрывание ситуаций, приемы ТРИЗ, продуктивный вид деятельности, вспомогательный прием – слушание музыки с целью определения эмоционального состояния человека.
Дошкольный период - важнейший период в психосоциональном развитии и совершенствовании, так как в это время идет становление фундамента формирующей личности. От того, как сформируется сейчас отношение к себе, к другим людям и целому миру, будет зависеть отношение к себе и другим людям в процессе развития личных качеств. Именно в дошкольном возрасте ребенок наиболее сензитивен, он на прямую впитывает все те знания, и умения который получает через обучение, воспитания, развитие.
Актуальность. Тема совершенствования личности актуальна во все времена и в любом возрасте для человека. Проблема становления межличностного общения на основе человечных отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребенка в сегодняшних условиях.
Поэтому хороший и в то же время толерантный педагог обязан тщательно продумывать все этапы, включающие в себя формы и приемы работы с детьми, где ведущей формой является занятия этического характера.
Объект: Процесс воспитания толерантности детей дошкольного возраста.
Предмет: проект-занятие как средство воспитания толерантности у детей дошкольного возраста
Цель: Апробация проекта-занятия в ДОУ, как воспитание толерантности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Если воспитание толерантности является фактором формирования личности воспитанников, то необходима правильная организация педагогом социального развития ребенка, так как в его развитии необходимы умения устанавливать контакт с окружающими его обществе.
Задачи:
1. Практически обосновать условия, обеспечивающие формирование толерантности при помощи занятий;
2. Разработать конспект занятия и рекомендации воспитателям и родителям.
Проект занятия
«Предпосылки воспитания толерантности в ДОУ»
Тема: Мы учимся дружить.
Цель: обучать детей умению слушать собеседника; воспитать гуманное отношение друг другу в общении; быть внимательными к партнеру.
Материалы и оборудования: рисунки детей, мяч, клубок нити, магнитофон, Диски с музыкальным сопровождением.
Методы и приемы: игры, проигрывание ситуации; беседа.
Предварительная работа: нарисовать рисунок на тему «Подарок другу»
Ход занятия: Воспитатель предлагает 1-ю игру «Море волнуется». Цель: обучить произвольному появлению чувств. Водящий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: фигура радости, печали, удивления, страха, на месте замри.» Далее водящий выбирает фигуру, которая ему понравилась и просит еще раз повторить.
2 игра «Ласковое имя». Цель: Воспитывать гуманное отношение между детьми и осознанному отношению к своему имени и к имени другого.
Дети бросают мячик друг другу, и тот, кому он попадет, должен назвать одно или несколько ласковых имен.
По окончании игры можно спросить, какие из ласковых имен им больше всего понравилось.
3 Беседа с неоконченным ответом: «Что бы ты сделал, как поступил, если бы…»
Цель: воспитывать гуманное отношение друг другу.
- Маша сидела грустная, - упал в лужу Петя, -нечаянно толкнул Лену, и т. д.
В конце выбрать лучшие ответы и похвалить детей.
4 Игра «Связующая нить».
Цель: сформировать у детей доброжелательное отношение друг другу.
Дети сидят, по кругу передавая клубок нити так, чтобы все, взялись за нить.
Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что могут пожелать другим.
Воспитатель выражает свое отношение к их высказываниям.
5 Итог занятия:
Воспитатель напоминает детям о том, что они приготовили подарки, и настало время раздать их. Подарки должны быть у всех, потому что сегодня каждый творил только добро.
Благодарит, прощается.
Заключение
*Толерантность - сложное понятие, включающее умения и навыки терпимого взаимоотношения с людьми и сообществом.
*Толерантность необходимо воспитывать.
*Толерантность является необходимым качеством человека в настоящее время.
*Человек приносит больше пользы людям только тогда, когда имеет позитивную жизненную позицию, управляет эмоциями, развивается в среде положительного.
Развитие таких составляющих толерантности как эмпатии, доверие, сочувствие, сопереживания, чувство собственного достоинства и способности к самопознанию невозможно без усиленной работы в условиях детского сада, так как именно с дошкольного возраста у развивающей личности развивается тот запас знаний и умений, по которому направляется поведение в обществе этого человека. Также важно отметить, что стиль общения воспитателя с детьми является примером для детей.
Отсюда вытекает вывод, что если содержание занятия имеет правильный подбор методов, приемов и организации воспитания толерантности : в нашем случае - занятия, упражнения, то дошкольники начинают относиться в социальной среде к своим действиям обдуманно.
Рекомендации:
- Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствует стиль общения педагога с детьми.
- Использовать целенаправленно многообразие методов и приемов в воспитании толерантности.
- Ознакомить родителей через проведения «Мастер- класс» с методами, приемами, формами воспитания детей толерантности.
- Проводить систематически на занятиях и в режимном процессе воспитательно-образовательную работу по становлению межличностного общения сверстников.
Литература
1. Бардин С. Этика взаимных отношений. - М. ,1972
2. Бычкова С. С. Формирование умения со сверстниками у старших дошкольников : Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - М. : АРКТИ, 2002.-96с.
3. Клюева Н., Касаткина Ю. Учим детей общению - Ярославль,1997
4. Княжева Н. Развитие эмоционального мира. – Ярославль,1997.
5. Эмоциональный букварь. – М. ,1994