Наталия Пищулина
Технология взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (краеведение)
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Публикация «Технология взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (краеведение)» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2021
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну.
Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.
Формирование любого нравственного качества процесс длительный и достаточно трудоемкий.
В дошкольной педагогике целесообразно начать работу по формированию патриотизма через воспитание чувств любви ребенка к своей семье, к своему месту рождения – это и есть закладка основного базиса.
На вопрос «Как достичь положительного результата направленного на совершенствование нравственно-патриотического воспитания в ДОУ?», я предлагаю содержание и рациональность материала развивающей среды используемое в своей группе для организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста :
создание средовых условий в ДОУ при ознакомлении детей
-оформление уголка города в групповой комнате: разнообразие экспонатов, макеты памятных и исторических мест, реальные предметы в экспозиции (медали, письма, фотографии, воспоминания родственников)
методическое обеспечение:
-наличие картотеки на имеющийся материал
-целесообразность месторасположения материала
- соответствие содержания возрасту детей
- доступность свободного пользования
- эстетичность в оформлении
наличие игр и пособий для организации с детьми
- дидактические игры
-настольно - печатные игры
-атрибуты к сюжетно – ролевым играм
-иллюстративный материал
Актуальные проблемы патриотического воспитания :
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задачи, решающие названные проблемы:
Повысить образовательные, профессиональные теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Систематизировать знания и умения педагогов и детей по данной проблеме.
Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители-дети-детский сад.
Цель патриотического воспитания - привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру и т. п., т. е. определённое отношение к своей стране, в то время как гражданское воспитание состоит в формировании у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, своих родственников, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Перечисленные задачи я попыталась решать путём введения краеведческого содержания в процесс развития детей.
Современное краеведение рассматривается как синтез различных видов деятельности (познавательной, преобразовательной, коммуникативной и ценностно-ориентационной) на основе личностного осмысления детьми истории края.
С помощью краеведения можно решить огромный спектр задач.
КРАЕВЕДЕНИЕ
Ознакомление с историей, культурой и природой родного города (края).
- активизация познавательной деятельности;
-развития мышления: процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления.
Развитие речи.
-расширение объёма словаря с опорой на активное познание детьми их окружения;
-уточнение значения и развитие структуры значения слова;
-формирование грамматического строя речи;
-развитие связной речи и речевого общения.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к семье, улице, родному городу, краю, стране, участникам Великой Отечественной войны.
-развитие у детей интереса к познанию прошлого и настоящего родного края;
-чувства гордости за своих земляков, родственников, участников ВОВ;
-воспитание любви к родному краю и бережного отношения к тому, что окружает в нём и т. д.
Реализация краеведческого принципа заключается в ознакомлении детей на доступном материале с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием региона, который для ребёнка начинается с того места, где он живёт. Краеведение даёт возможность выбрать образовательный маршрут для группы детей и в информационно-образовательном, и в эмоциональном плане.
Образовательный процесс при организации работы по краеведению представляет собой комплексно-тематическую модель, которая охватывает при освоении отдельно взятой темы одновременное решение многих задач.
Изучение темы по ознакомлению детей с родным городом позволило мне объединить детей общими чувствами, переживаниями. Тему «Родной город» мы направили на ознакомление детей с местом, где они родились и живут, его историей и современностью, другими особенностями. Результатом работы стало проведение открытого занятия «Мы в Саратове живём», где в игровой форме дети делились своими знаниями о родном городе. Так же мы обратили внимание, что качество работы по патриотическому воспитанию существенно повышается, если краеведческое содержание «пронизывает» и другие лексические темы: «Наша Армия», «Семья», «Профессии» и др.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Работа по сотрудничеству с родителями поначалу складывалась не просто. Родители без особого интереса и желания принимали участие в совместных мероприятиях, посещаемость родительских собраний оставляла желать лучшего. Ситуацию нужно было менять, вовлекать их в совместную работу. Благодатной темой для установления тесного сотрудничества с семьёй явилось гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Так как работу в этом направление нельзя реализовать в полном объёме без тесного взаимодействия с родителями воспитанников.
Одной из первых совместно сделанных работ, было создание для группы альбома «Моя семья». Родителям пришлось объяснить необходимость создания такого альбома. Кто-то сразу включился в работу и принёс фотографии, к кому-то пришлось обращаться с просьбой несколько раз. Поначалу многие из родителей отнеслись к нашей работе с недоумением, как к ненужной затее.
Мне пришлось объяснить родителям, для чего необходим в группе альбом «Моя семья». Альбом создаём для того, чтобы дети в любой момент могли увидеть своих близких на фотографии, ощутить их любовь. Но когда наш «семейный альбом» был наполнен фотографиями всех семей, и когда дети с нескрываемой радостью показывали его своим родителям, они поняли его важность для детей. Сейчас дети уже без напоминания приносят в альбом фотографии, на которых запечатлено какое-нибудь семейное событие, мероприятие, экскурсия и т. д. Они часто берут альбом и совместно рассматривают его. Между детьми идёт живая беседа, беседа о тех, кого они любят, и тех, кто любит их.
Затем решили продолжить работу в этом направлении, и стали приобщать детей к изучению истории своего рода, пробуждая у них интерес к этому и желание поделиться с товарищами своими знаниями. На занятиях и в свободное время я объясняла детям, что такое «генеалогическое древо», для чего оно необходимо. Готовясь к очередному собранию, я опять обратились к родителям за помощью : создать генеалогическое древо своей семьи. В этот раз родители были активнее, в работу включились с интересом. По итогам проделанной работы мы совместно с родителями создали в группе альбом «Генеалогическое древо семьи». Этот альбом пользуется большой популярностью в нашей группе. Дети с большим удовольствием, с искрами в глазах рассказывают своим друзьям о своём «генеалогическом древе», о своих родственниках.
Позже, когда знакомились с гербом города и страны, я объяснила детям, что герб может быть и у каждой семьи. И на собрании я показала родителям занятие «С чего начинается Родина?» с участием детей, где использовали готовый материал, созданный совместно с родителями. Именно это помогло нам в создании гербов семей.
Продолжая свою работу в данном направлении, я стала думать над тем, как возродить потерявшую в последние годы актуальность работы по формированию патриотических чувств детей - уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь. При подготовке к занятию, мероприятию, вопрос об отборе содержания занятий, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, защитникам Отечества, всегда важен и актуален.
Нам всем известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно вложить в восприимчивую душу ребенка возвышенные человеческие ценности, зародить интерес к истории России. Особенности возраста и развития старших дошкольников, своеобразие их умственной деятельности, эмоциональной сферы, восприятие, глубину и обостренность первых впечатлений, проявляющихся в этот период нельзя не учитывать при отборе методов и приемов работы с дошкольниками, когда речь идет об ознакомлении детей с Российской армией, защитниками Отечества, участниками ВОВ. Целесообразно проводить эту работу с детьми систематически.
Формы работы с детьми, используемые мною по формированию патриотических чувств :
1. Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам и площадям, которые носят имена героев ВОВ, в сочетании с рассказом воспитателя. Педагог учит детей соблюдать ритуалы у памятников и обелисков и т. д. ;
2. Чтение художественной литературы - о защитниках Отечества, о нашей Родине. Кроме произведений, известных детям, я знакомлю их с вновь вышедшей литературой, доступной по содержанию и способной затронуть их чувства;
3. Использование технических средств обучения - слушание музыкальных произведений о Родине, армии, песни военных лет, просмотр диафильмов, слайдов; рассматривание иллюстраций, фотографий, вырезок из журналов, плакатов, открыток, репродукций, картин. Рассматривание картин сопровождается объяснением и рассказом воспитателя. Рассказ должен быть кратким, четким, эмоциональным;
4. Актуальны и встречи детей с участниками ВОВ, ветеранами труда (прадедушками и прабабушками воспитанников). Воспитателю необходимо продумать организацию таких встреч, рассмотреть награды ветеранов, поздравить и приготовить сувениры - открытки.
5. Самостоятельная художественная деятельность воспитанников : рисование, лепка, поделка игрушек, пение песен, чтение стихов, оформление тематической выставки в книжном уголке ( это может быть приурочено к праздникам: 12 апреля - Дню космонавтики, 9 Мая - Дню Победы). На такой выставке дети вместе с воспитателем подбирают художественную литературу, с которой они уже ранее знакомились, а также иллюстрации, открытки о жизни и учебе воинов нашей армии и т. д. Здесь же можно поместить рисунки детей по темам : «Защитники Отечества», «Наша Армия», «Родина моя», а также собранные вместе с детьми значки, марки, открытки, посвященные Защитникам Отечества.
Как было сказано ранее, большое значение при решении задач патриотического воспитания приобретает тесный контакт с семьей воспитанника.
И тогда совместно с семьями детей я решила создать альбом о родственниках, которые воевали во время ВОВ, о их достижениях и подвигах. Это самый памятный, бесценный и дорогой для сердца в нашей группе альбом. Альбом назвали «Они подарили нам мир!». На данный момент таких альбомов у нас уже три. Каждый альбом мы создаём с детьми подготовительной группы. Как показывает практика, родители очень активно, с большой ответственностью включаются в работу. Так как стали понимать значимость для детей, создания таких альбомов. Откликаются на каждую просьбу, предлагают свои идеи. Приносят фотографии с кратким описанием своего родственника, указывая, во сколько лет ушёл на фронт, где воевал, какие награды имеет и т. д. Родители охотно делятся той информацией, которой обладают сами, но если что-то не знают, то обращаются к старшим родственникам. При сборе материала к альбому в рассказе родителя чувствуется нотка печали (если этого человека уже нет) и в тоже время гордости. Гордость за то, что именно их родственник принимал участие в ВОВ. Они представляют на уже очень хрупкой, истлевшей бумаге дорогую для них информацию – это приказы о награждении, наградные листы, фотографии. Со слов родителей, бабушек, дедушек – мы записываем всё, что знают родственники о своих участниках ВОВ. Так как в некоторых семьях есть несколько участников ВОВ. И, мне, работая по данному вопросу, очень почётно получить эту информацию и прикоснуться к самому ценному, что есть у родственников детей.
При сборе информации я обращаю внимание родителей на необходимость показать детям хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет и рассказать сыновьям и дочерям, за что они получены: ребенок должен гордиться ими, тем, что в семье близкий ему человек был участником Великой исторической битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость.
Советую родителям рассказать детям о том, что все, кто воевал на фронте, трудился для фронта в тылу, совершили героический подвиг и этих людей надо уважать, стараться помогать им, когда это нужно, не забывать поздравлять их с праздником.
Собранная нами информация не лежит на полке, без внимания. Данный материал альбома делаю в виде презентации. Эту презентацию альбома, представляю во время детских праздников посвящённых Дню Победы.
Чтобы предстоящий праздник оставил у детей яркие, глубокие впечатления, вызвал эмоциональные переживания, дети используя эту презентацию рассказывают о своих родственниках.
Каждая фотография родственника находящаяся в альбоме появляется на большом экране, и ребёнок, родственник которого представлен на фотографии, сам рассказывает о нём. Эти дети становятся самыми активными участниками этого праздника. В этот момент очень много получаешь эмоций и гордости за проделанную работу. Видишь, как ребёнок с любовью, нежностью и теплом души рассказывает о своём родственнике и чувствуешь, что эта работа сделана не зря. На праздник, всегда приглашаем ветерана. Вот так посчастливилось, что несколько выпусков подряд в моей группе есть ветераны ВОВ. Это непередаваемые эмоции, впечатления, когда ветеран рассказывает о ВОВ. Со слезами на глазах он погружает нас в то непростое, страшное время. Наблюдая за детьми в этот момент, видишь, как они с замиранием сердца слушают рассказ ветерана. Очень приятно и в тоже время волнительно видеть радостные, искрящиеся глаза ребёнка, чьи прабабушка или прадедушка пришли на праздник. Дети испытывают гордость за своих родственников. По окончании праздника дети всегда рассматривают ветерана. Рассматривают его ордена, медали, задают вопросы, ну и, конечно же, всегда дарят цветы и сувениры.
Продолжая работу по патриотическому воспитанию, с целью знакомства детей с историей Великой Отечественной войны я решила в своей группе организовать мини-музей "Мы память бережно храним!" В создании мини-музея активное участие приняли родители воспитанников, которые с готовностью делились тем, что свято хранится в их семьях, творчески мастерили поделки, посвященные этому знаменательному событию. Созданный мини-музей вызывает живой отклик в сердцах наших детей. Они с интересом рассматривают предметы военных лет, слушают стихи и рассказы о войне, задают вопросы. Ведь это такое неповторимое и волнительное чувство-прикоснуться к нашей истории, узнать, что было так важно в жизни наших дедов, прадедов и прапрадедов, всех тех, кто принес нам Победу.
Паспортные данные нашего мини-музея:
Приказы о награждении, наградные листы;
Макет «Вечный огонь»;
Макет «Танк-34» на постаменте;
Письма-треугольники, георгиевская лента, пилотка и т. д. ;
Картины художников, посвящённые детям войны;
Стихи детям о войне;
Художественная литература о Великой Отечественной войне-детям;
Картотека мультфильмов (которые можно показать дошкольникам);
Солдатики, военная техника;
Подвиг… Альбомы «Они подарили нам мир!»;
Открытки-«Города-герои»;
Сюжетно-ролевые игры;
Альбом творческих работ детей разных лет.
Самое главное правило музея – его доступность.
Заложенные в детском саду знания о Великой Отечественной войне дети приумножат в дальнейшем. Средствами мини – музея, я стараюсь достичь очень важного результата – объединить воспитателя и родителей в стремлении вырастить, воспитать здоровых, счастливых детей. Вырастить патриотов.
Так как задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Вопросы патриотического воспитания требуют длительной, серьезной, вдумчивой работы.
Работа по данному направлению очень актуальная, интересная и необходимая для каждого из нас.
Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, к своим близким и родным, к героям ВОВ.
А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.
Конечно же, успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, а также в детском саду.
Поэтому эту работу я буду вести и дальше, в этом же направлении.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родительское собрание на тему : «Человек начинается с детства»;
Акция «Чистая территория детского сада»;
Акция «Окна Победы»;
Проект «Кто подарил нам этот мир», в процессе работы продолжать собирать фотодокументальный материал для создания альбома;
Утренник «День Победы!»;
Утренник «День матери», который проводится для мам и бабушек;
Выставка «Эти годы военные», в подготовке принимают участие родители и дети.
Фотовыставка «Моё любимое место в городе»;
Экскурсия к Вечному огню (возложение цветов, встречи с ветеранами).
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Список использованной литературы:
Комратова, М. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера 2007.
Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//Авт. – сост. Натарова В. Н. и др. – Воронеж: тТЦ «Учитель», 2005.
Ривина, Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной: пособие для педагогов и родителей : для работы с детьми / Е. К. Ривина. -М. :Мозаика-Синтез,2008.