Светлана Красношлык
Технология развития критического мышления у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Технология развития критического мышления у дошкольников»
Цели и задачи применения данной технологии:
• 1) Пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями.
• 2) Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а с собственных вопросов и проблем.
• 3) Воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
Публикация «Технология развития критического мышления у дошкольников» размещена в разделах
Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Актуальной задачей современной педагогики является реализация компетентного подхода в образовании, который предполагает не усвоение ребенком отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Наше время требует новых подходов, использования современных образовательных технологий не только в школе, но и в дошкольном учреждении. В своей работе с детьми я использую такие технологии как: информационные компьютерные, здоровье сберегающие технологии, применение упражнений и игр на развитие психических способностей, проектную деятельность, использование исследовательской деятельности и технологии развития критического мышления. Благодаря использованию инноваций увеличивается интерес детей к обучению, и как следствие повышается образовательная мотивация.
Актуальность технологии развития
критического мышления
состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
Критическое мышление – это особая методика обучения, которая отвечает на вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.
Цель моей работы над опытом:
Подготовить детей к школе, повысить самооценку детей, научить из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить критически мыслить.
Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.
Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов:
• умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
• пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
• вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
• выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
• аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
• способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
• брать на себя ответственность;
• участвовать в совместном принятии решения;
• выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
• умение сотрудничать и работать в группе и т. д.
Структура технологии развития критического мышления состоит из трёх этапов:
1 фаза - вызов (пробуждение интереса к получению новых знаний)
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,
- побудить дошкольников к активной работе на занятиях и дома.
2 фаза – осмысление содержания (получение новой информации)
Эта стадия позволяет дошкольнику:
-получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность, интерес созданные во время стадии «вызова». В этот момент дети сознательно увязывают новое с уже известным.
3 фаза – рефлексия (рождение нового знания)
На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.
Приёмы развития критического мышления:
• ЗХУ (знаю, хочу узнать,узнал)
• Синквейн
• Корзина идей
Немаловажным для эффективности процесса обучения становится умение правильно выбрать технологические приемы, удачно их комбинировать, вмещать в рамки уже знакомых традиционных форм образовательной деятельности.
Критическое мышление - это шаг к активным, творческим методам. Если мы хотим воспитать ребенка неординарной личностью, стоит не просто пичкать его информацией, но побуждать его мыслить критически, то есть делать собственные умозаключения на основании полученной информации, размышлять, ставить правильные вопросы.
Прием «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал)
Этот прием я использую с детьми трехлетнего возраста и старше. Объявляю детям тему недели. Затем спрашиваю, что они знают по этой теме. Записываю их высказывания либо вывешиваю на доску схематические рисунки, соответствующие высказыванию. За каждое высказывание выдаю красную звездочку (вырезаю из цветной бумаги). Спрашиваю у детей, что они хотят узнать по этой теме и снова записываются их высказывания, выдавая ребенку зеленые звездочки за каждое. После того, как я отвечу на все вопросы по объявленной теме и расскажу всю имеющуюся у меня информацию, спрашиваю у детей, что они узнали нового. Снова записываю высказывания, выдаю желтые звездочки за каждое. Если желтых звездочек больше, чем зеленых - материал усвоен, если нет тему можно повторить на следующий день. Пример: тема - дикие животные.
Спрашиваю у детей:
-А что вы знаете о диких животных? (дети могут ответить, что они живут в лесу, добывают сами себе пропитание, есть травоядные, а есть хищные животные, они покрыты шерстью, волки живут стаями) (за каждое дается красная звезда) -А что бы вы хотели узнать о диких животных (дети могут задать такие вопросы: почему летом заяц серый, а зимой белый, чем травоядные животные питаются зимой, почему медведь зимой спит, почему лисы едят зайцев) (за вопрос -желтая звезда)
Затем, я стараюсь дать ответы на вопросы детей. Дети могут задать и такие вопросы, на которые я не знаю ответа. В таких случаях я говорю детям, что я обязательно об этом узнаю и расскажу завтра и выполняю свое обещание. На следующем этапе я спрашиваю у детей: Что вы узнали?
(дети говорят о том, что они узнали, за каждый ответ даю желтую звездочку) Этот прием активизирует мыслительную деятельность и внимание детей, повышает их интерес к теме, так как цель занятия они поставили сами.
Приём «Синквейн»
Что такое «синквейн»?. Это пяти строчный, нерифмованный стих, который позволяет в нескольких словах изложить учебный материал. «Синквейн» состоит из следующих этапов:
а) имя существительное, тема
б) признак предмета (подбираем прилагательные) – два слова
в) действие предмета
г) фраза, выражающая отношение автора к теме
д) слово-синоним
Нами разработана модель написания синквейна, в которой использованы графические символы понятные детям, т. к не все дети 5-6 лет умеют читать, она служит алгоритмом, который помогает детям составить синквейн. Как это происходит? Вот некоторые из «синквейнов», составленные детьми:
1. Клён.
2. Высокий ветвистый.
3. Растёт, радует, стоит.
4. Клён осенью сбросил листья.
5. Дерево.
1 Медведь.
2 Большой, коричневый.
3 Рычит, ловит рыбу, спит.
4 Медведь живёт в густом лесу.
5 Дикое животное.
Мы в своей работе используем не только классические синквейны. Но и «синквейны – загадки». Как это происходит? Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.
Приём «Корзина идей»
«Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Мы эту корзину применяем при календарно-тематическом планировании. Например, мы вносим корзину в начале недели. И предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течении недели мы узнаем что-то новое и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги. Так, например, на прошлой неделе подошел к концу наш познавательно-творческий проект «Краски осени». Во время этого проекта наша корзина наполнялась рисунками, поделками, стихами об осени, песнями, танцами, фотографиями, пословицами, поговорками, приметами осени.
Мной выделены положительные моменты использования ТРКМ.
ДЕТИ:
- Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.
- Делать выводы.
- Принимать продуманные решения.
- Активизирует мышление.
- Учатся работать в группах и парах.
- Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.
- Формируются коммуникативные навыки.
- Дети не боятся высказывать своё мнение
- Учатся здоровой дискуссии.
- Удобно РКМ совмещать с другими технологиями: проектная деятельность, проблемное обучение и др.
Вывод:
Таким образом, подводя итоги, могу отметить, что технология развития критического мышления качественно изменяет всех участников образовательной деятельности (дети-педагоги-родители) .