Марина Голубева
Технология портфолио дошкольника как средство привлечения родителей к сотрудничеству
▼ Скачать + Заказать документы
ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО ПРИВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К
СОТРУДНИЧЕСТВУ.
Для повышения педагогической компетентности родителей и вовлечения их в образовательный процесс, мне помогает освоение технологии портфолио, внедрение которой, позволило решить целый комплекс педагогических задач:
Слайд № 3
осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания;
Темочки:
- Портфолио дошкольника. Педагогическая технология
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
формировать позитивный эмоциональный контакт между родителями и педагогами, внутри родительского коллектива, между родителями и детьми;
реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и в детском саду, согласовывая действия по преодолению трудностей;
транслировать лучший опыт семейного воспитания;
повышать авторитет педагога в глазах родителей.
Введенное относительно недавно понятие «портфолио ребенка» заняло прочные позиции в нашей образовательной системе. У каждого школьника портфолио давно уже есть, а теперь все чаще аналогичную книгу достижений предлагается завести и родителям дошкольников.
Слайд № 4-5
Портфолио дошкольника – это прежде всего первый шаг в открытии своего Я, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении со взрослыми, ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Слайд № 5
Цель: Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей.
Слайд № 6
Принципы работы:
Создавать портфолио необходимо добровольно, нельзя настаивать на обязательном участии всех воспитанников и родителей.
Участие ребёнка в оформлении папки и отборе материала обязательно.
.Важно не допустить «соревновательности». Каждый ребёнок уникален,
и портфолио призвано подчеркнуть это.
Отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы папка нравилась ребёнку.
Важна систематичность работы с портфолио.
Слайд № 7-8
Взаимодействие с родителями.
Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально я привлекала активных, неравнодушных родителей.
С помощью портфолио родители видели своего ребенка со стороны, его желания, интересы.
Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители научились наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Слайд № 9
Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть не навязчивыми, не назойливыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала ребенка. Умению наблюдать необходимо, учиться как родителям, так и педагогам. С этой целью мы проводили с родителями семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнавали психологические особенности дошколят, раскрывали особенности интересов и склонностей своих детей.
Слайд № 10
Портфолио можно разделить на несколько видов.
Электронный портфолио - это ещё новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов. Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.
Портфолио – раскраска - ребенок может сам раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять еще и информацией.
Портфолио традиционное - в виде папки. Печатное портфолио одно из самых широко используемых.
Портфолио имеет свою структуру, каждый раздел имеет название.
Слайд № 12-25
Оформление портфолио различно, так как они составляются добровольно и по желанию. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному увидили своего ребенка, но и открыли новые таланты. Страницы оформляли так, чтобы ребенку, который не умеет читать, все было понятно. Этому способствовали рисунки, символы, эмблемы. Свои странички в портфолио родители оформляли в виде отдельных файлов, это позволяло легко вносить изменения, пополнять папку новыми материалами. Внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, родителям предлагаются варианты разделов, возможное их содержание, например: «Мечта моего ребенка», «Спортивные игры моей семьи», «Играют мальчики, играют девочки», «Герб семьи», «Любимые домашние игры», «Любимая каша моего ребенка» (по проекту «Здоровое питание»и др.
Все эти разделы заполнялись постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Даже за один год ведения такой папки почти у всех детей накапливается достаточно большой материал, касающийся их жизни.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути ребенка.
Портфолио я использовала, как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, отметила, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье. Так что же такое портфолио. Это любимая книга, которую воспитанник сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.
Детям бывает сложно рассказать о себе другим, особенно если он испытывает трудности в общении- в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими. Воспитанники с восторгом рассматривают фотографии друзей, с радостью вспоминают праздники, отдельные моменты, с гордостью показывают свои грамоты и размещали их в папке, рассказывали о своей семье. Еще один плюс в том, что дети стали ответственней подходить к выполнению творческих заданий, им хотелось, чтобы их «волшебная книга» была самая интересная, яркая.
В заключении хотелось еще раз сказать, почему должно создаваться портфолио ребенка. Это не бессмысленная трата времени, а способ проследить развитие каждого воспитанника, сохранить для него все самые яркие и важные моменты детства, ведь память несовершенна, а тут уж точно ничего не потеряется. Портфолио – это целенаправленный сбор информации о ребенке. Это здоровье и физическое развитие, социально-личностное развитие познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Это основные сферы развития ребенка, это возможность увидеть родителям на сколько их малыш усвоил новое и сравнить с предыдущим. Портфолио – Это создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Важно показать, что он успешен и его успехи, результаты его деятельности важны для окружающих его людей – родителей, педагогов, детей.